Учебно-методический комплекс под редакцией А.Г. Кутузова

Учебно-методический комплекс под редакцией А.Г. Кутузова

В основе содержания и структуры программы под ред. А.Г. Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.
 
Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.
 
Предлагаемая в программе система изучения теории литературы, по мнению авторов программы, направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным: именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
 
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
 
5 кл. - переход от литературного чтения к изучению литературы (учебная цель - обучение эстетическому анализу);
6-9 кл. - изучение литературы как искусства слова (учебная цель - интерпретация текстов);
10-11 кл. - изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах (учебная цель - усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте).
9 кл. занимает особое место в литературном образовании: он интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.
 
В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
 
Значительное место в программе занимают разделы "Мифы" и "Фольклор", без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен сквозной курс "Духовная литература", представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.
 
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание" и т. п.
 
В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому.
 
Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".
 
 
 
 
Политика конфиденциальности