|
«Утверждаю» |
|
Зам. директора по УВР |
|
Е.А. Ковалёв |
Учебный год: 2011-2012 гг.
Предмет: Русский язык
Учитель: Гуцалюк Ольга Николаевна
Класс: 7
Программа: «Русский язык. 5 – 9 классы»; М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Н. М. Шанский; М., 2006
Учебник: «Русский язык. 7 класс»; М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба; М., 2005
Количество часов по предмету: 4 часа
|
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
За год |
Контрольные работы |
3 |
2 |
3 |
8 |
Творческие работы |
6 |
6 |
4 |
16 |
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание |
Кол-во часов |
Кол-во котрольных |
Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
|
|
Повторение пройденного в 5-6 классах. |
9 |
1 |
2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
105 |
6 |
16 |
Причастие. |
29 |
1 |
4 |
Деепричастие. |
9 |
1 |
1 |
Наречие. |
23 |
1 |
4 |
Категория состояния. |
3 |
|
|
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. |
1 9 |
|
2 |
Союз. |
12 |
1 |
2 |
Частица. |
19 |
1 |
2 |
Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах. |
3 |
1 |
1 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (7 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)
Причастие (25 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при-
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (8 ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (19ч + 4 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (7 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (10 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (17 ч + 2 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (4 ч)
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Диафильм.
Знаменательные (самостоятельные) части речи.
Диапозитивы.
К урокам русского языка в VII классе.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
К УРОКАМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Диафильмы.
К урокам развития связной речи в VII классе (материалы для работы над рассказом).
Жизнь деда Каширина (материалы для работы над выборочным изложением).
Диафильм со звуковым сопровождением.
Мнения разделились (для работы над рассуждением дискуссионного характера).
Диапозитивы. К урокам развития связной речи в VII классе. Материалы для работы над описанием действия в VII классе.
Кинофильмы.
Сочинение по данному сюжету.
Портрет.
Барская усадьба.
Грампластинки.
Звуковое пособие по русскому языку для VII класса.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата |
|
|
||||||||
1 |
Русский зык как развивающееся явление. |
1 |
Русский язык - основное средство общения в национальном коллективе |
Понимать социальную сущность языка. |
Анализ текстов, выявление главного и существенного |
С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем). |
1 триместр сентябрь |
|
Повторение изученного в 5-6 классах (7+2) |
||||||||
2 |
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
1 |
Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор. |
Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. |
Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам |
Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы. |
|
|
3 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
1 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
Уметь расставлять |
|
Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова) |
|
|
4 |
Лексика фразеология. |
1 |
Лексический состав языка. Лексические нормы |
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении |
Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем |
Упр. 14 (списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы, объяснить лексическое значение). Из художественных произведений привести примеры употребления диалектных, профессиональных, устаревших слов, жаргонизмов |
|
|
5 |
Фонетика и орфография. |
1 |
Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм |
Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи |
Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи |
Упр. 18 (списать, расставить знаки препинания, выполнить фонетический раз бор, найти слова в переносном значении). Упр. 21 (определить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) |
|
|
6 |
Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. |
1 |
Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем |
Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова |
Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» |
Упр. 26 (списать, обозначить орфограммы в корне, выполнить синтаксический разбор). С.14,вопросы. Упр. 30 (сгруппировать слова по видам орфограмм). Индивидуальное задание: упр. 28 (составить план доклада о М. В. Ломоносове) |
|
|
7 |
Морфология и орфография морфологический разбор слов.
Орфография |
1 |
Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. Правописание окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, правописание корней, правописание наречий |
Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном характере русской орфографии
|
Работа по карточкам, предупредительный диктант. Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание. |
Упр. 34 (сгруппировать слова по видам орфограмм, выполнить морфологический разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языковые средства, списать).
Составить словарный диктант «Мои ошибки» |
|
|
8 |
Р.р. Текст. Стили русского литературного языка. |
1 |
Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты |
Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения |
Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план |
Упр. 45 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) |
|
|
9 |
Контрольный диктант. |
1 |
Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания |
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора |
Диктант с грамматическим заданием |
С. 20 |
|
|
10 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25+4) |
||||||||
11 |
Повторение изученного о глаголе. |
1 |
Морфологические признаки глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола |
Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор; определять спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях, аргументировать выбор |
Выборочный диктант, изложение-миниатюра |
Упр. 43 (графически объяснить написание окончаний глаголов) |
|
|
12 |
Причастие как часть речи |
1 |
Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль |
Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи |
Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи |
§ 9. Упр. 56. Упр. 57
|
||
|
|
|||||||
13-14 |
Склонение причастий. |
2 |
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму |
Осложнённое списывание |
§11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их |
|
|
15-16 |
Р.р. Контрольное сочинение. |
2 |
|
|
|
|
|
|
17-18 |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
2 |
Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота |
Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом |
Объяснительный, распределительный диктанты |
§12. Упр. 70 (выписать предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания). Подготовить связный рассказ о роли причастия в словосочетании |
октябрь |
|
19
|
Действительные и страдательные причастия. |
1 |
Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления |
Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания |
Распределительный диктант |
§ 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) |
|
|
20 |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
1 |
Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ- и -ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить |
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека |
§16. Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы к причастиям |
|
|
21 |
Действительные причастия прошедшего времени. |
1 |
Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы |
Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю |
Творческое списывание |
§17. Упр. 99 (заменить глаголы действительными причастиями, составить предложения с причастными оборотами). Стр. 26-44, выучить словарные слова; индивидуальное задание: упр. 100 (прочитать, составить вопросный план текста, найти в тексте причастия, ключевые слова текста) |
|
|
22 |
Страдательные причастия настоящего времени. |
1 |
Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия |
Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом |
Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» |
§ 18. Упр. 101 |
|
|
23 |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
1 |
Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия |
Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом |
Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста |
§18. Упр.104 (заменить сложное предложение простым с причастным оборотом, расставить знаки препинания, определить разряд причастий, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения) |
|
|
24 |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
Образование страдательных причастий прошедшего времени |
Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий |
Словарный, распределительный диктанты |
§19. Упр. 108 (образуйте причастия, составьте предложения с однородными членами) |
|
|
25 |
Краткие страдательные причастия. |
1 |
Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении |
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль |
Тест. Выборочный . диктант |
§15. Упр. 89 (подчеркнуть причастия и причастные обороты как члены предложения) |
|
|
26-27 |
Р.р. Выборочное изложение. |
2 |
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека |
Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности |
Выборочное изложение |
§ 9-19, повторить |
|
|
28 |
Морфологический разбор причастия. |
1 |
Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи |
Комплексный анализ текста |
§23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) |
ноябрь |
|
29 |
Диктант с грамматическим заданием. |
1 |
|
|
|
|
|
|
30-31 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
2 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы |
Составление таблицы «НЕ с причастием» |
§24. Упр.136 (озаглавить текст, определить стиль, основную мысль, разделить на абзацы, списать, обозначить орфограммы, подготовить связный ответ по таблице |
|
|
32-33 |
Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
2 |
Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола |
Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи |
Тест. Объяснительный диктант |
§21. Упр. 118 (обозначить условия выбора орфограммы) |
|
|
34 |
Н и НН в кратких причастиях. |
1 |
Н и НН в суффиксах кратких страдательных при-частий и кратких отглагольных прилагательных |
Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи |
Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? |
§22. Упр. 124 (при списывании заменить неопределенную форму глагола полными или краткими страдательными причастиями, графически объяснить орфограмму). Индивидуальное задание: написать продолжение текста в публицистическом стиле |
|
|
35 |
Гласная перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. |
1 |
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные |
Диктант «Проверь себя» |
§20. Упр. 112 (классифицировать слова, составить словосочетания и предложения с причастиями) |
|
|
36
|
Р.р. Сочинение «Мой знакомый» |
1 |
Описание внешности человека по фотографии |
Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи |
Сочинение |
§21-24, повторить |
|
|
37 |
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
1 |
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий |
Знать условия выбора Е, Ёв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих |
Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант |
§25. Упр. 142 (классифицировать слова по орфограммам). Подготовиться к семинару |
|
|
38
|
Повторение изученного о причастии. |
1 |
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий |
Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом |
Работа с текстами разных стилей и жанров |
Упр. 158 (привести примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. С. Пушкина). Проанализировать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к языку прозы |
|
|
39 |
Контрольный диктант. |
1 |
Многоаспектный анализ текста |
Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации |
Комплексный анализ текста |
Повторить изученные орфограммы и словарные слова |
|
|
40 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
Классификация и исправление допущенных ошибок |
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры |
Работа над ошибками |
Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 (прочитать, сформулировать основную мысль текста) |
|
|
Деепричастие (8+1) |
|
|||||||
41 |
Понятие о деепричастии |
1 |
Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и тек-стообразующая роль деепричастий |
Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения |
Объяснительный диктант |
§26.Упр. 161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий) |
2 триместр декабрь |
|
42- 43 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
2 |
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми |
Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям |
Комментированный диктант |
§27.Упр. 166 (заменить глаголы деепричастиями, причастиями, расставить знаки препинания). Найти в повести Н. В. Гоголя предложения с деепричастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи |
|
|
44
|
P.p. Описание действий как вид текста |
1 |
Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности |
Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме |
|
Упр. 240, написать сочинение о труде (заметку, интервью, репортаж) для стенгазеты в рубрику «Учимся работать» |
|
|
45 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
1 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование |
Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий |
Диктант «Проверь себя» |
§29. Упр. 175, списать, заменить глаголы деепричастиями несовершенного вида. По упр. 175 составить текст |
|
|
46 |
НЕ с деепричастиями. |
1 |
НЕ с деепричастиями |
Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему |
Работа по карточкам |
§28. Упр. 173 (списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связный рассказ о деепричастии |
|
|
47 |
Морфологический разбор деепричастия |
1 |
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте |
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи |
Редактирование текста, осложнённое списывание |
Сочинение-миниатюра «Зимние забавы» с использованием деепричастий |
|
|
48 |
Повторение по теме «Деепричастие» |
1 |
|
|
|
|
|
|
49 |
Контрольный диктант. |
1 |
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте |
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи |
Тест |
§ 26-31, повторить |
|
|
50 |
Анализ контрольного диктанта |
|
|
|
|
|
|
|
Наречие (19+4) |
|
|||||||
51 |
Наречие как часть речи. |
1 |
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов |
Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом |
Списать, подчеркнуть наречия как члены предложения, подобрать к ним синонимы, составить предложения, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов |
|
|
52 |
Смысловые группы наречий. |
1 |
Разряды наречий по значению. Употребление наречий |
Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли |
Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения |
Составить связный рассказ о группах наречий по значению |
|
|
53-54 |
P.p. Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) |
2 |
Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) |
Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы |
Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста |
Сочинение |
|
|
|
|
|||||||
55-56 |
Степени сравнения наречий |
2 |
Образование степеней сравнения наречий |
Знать способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков |
Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения |
Разделить текст на абзацы, записать один из них, поставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. Найти в словаре наречия, от которых можно образовать формы степеней сравнения |
|
|
57 |
Морфологический разбор наречия. |
1 |
Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи |
Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов |
Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? |
Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи |
|
|
58-59 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е |
2 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е |
Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать |
Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы |
Графически объяснить правописание НЕ с наречием |
январь |
|
60 |
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. |
1 |
Правописание отрицательных наречий |
Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях |
Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? |
Составить 9 словосочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфограмму |
|
|
61-62 |
Н и НН в наречиях на -о и -е. |
2 |
Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0- Е |
Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать |
Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо |
Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму.
Сочинение - описание книги. Собирание и систематизация рабочего материала |
|
|
63 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
1 |
Буквы 0-Е после шипящих на конце наречий |
Знать правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с 0-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило |
Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е |
Распределить слова по группам |
|
|
64 |
Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С |
1 |
Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- |
Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах |
«Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте |
Из толкового словаря выписать по 2 слова с разными приставками, придумать с ними предложения |
|
|
65 |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
Дефис между частями слова в наречиях |
Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием |
Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи |
Составить связный рассказ о правописании наречий с дефисом |
|
|
66- 67 |
Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
2 |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных |
Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом |
Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий» |
Заполнить таблицу своими примерами |
|
|
68
|
Р.р. Выборочное изложение. |
1 |
Выборочное изложение - описание состояния человека или природы |
Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы или состояния человека |
Изложение |
Контрольные вопросы |
февраль |
|
69 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
1 |
Ь после шипящих на конце наречий |
Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце |
Выборочный диктант |
Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими примерами, составить связный рассказ на основе таблицы |
|
|
70 |
Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». |
1 |
Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий |
Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений |
Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант |
Написать сочинение-этюд по первой строчке из миниатюр М.М.Пришвина («Опять блистательное утро», «Сирень цветет», «Никогда не поздно посадить деревце»), употребить наречия |
|
|
71 |
Контрольный диктант. |
1 |
Правописание наречий. Виды разборов на основе аудируемого текста |
Безошибочно писать аудируемый текст, выполнять все виды языкового разбора |
Диктант с дополнительными заданиями |
|
|
|
72 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
|
|
|
|
|
|
73-75 |
Категория состояния |
3 |
|
|
|
|
|
|
Служебные части речи. Культура речи. |
|
|||||||
76 |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи |
Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи |
Работа с текстом |
§ 47, написать миниатюру «Утро в городе», подчеркнуть служебные части речи |
|
|
Предлог (7+2) |
|
|||||||
77 |
Предлог как часть речи. |
1 |
Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении |
Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями |
Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога |
§48. Упр. 288 (прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, составить план; списать, выделить предлоги) |
|
|
78 |
Употребление предлогов. |
1 |
Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями |
Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки |
Предупредительный диктант. Редактирование текста |
§ 49. Упр. 294 (составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги) |
|
|
79 |
Непроизводные и производные предлоги. |
1 |
Непроизводные и производные предлоги |
Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи |
Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными |
§ 50. Упр. 302 (исправить ошибки, указать их вид) |
|
|
80 |
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. |
1
|
Простые и составные предлоги Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний |
Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме |
Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов) Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически |
§51. Упр. 304 (выписать предложные словосочетания с зависимыми словами; сделать анализ текста по вопросам) § 47-53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием (не) смотря и производным предлогом (не) смотря на |
|
|
|
|
|||||||
81-82 |
Р.р. Контрольное изложение |
2 |
|
|
|
|
|
|
83-84 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
2 |
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под |
Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи |
Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» |
§ 53. Упр. 308 (выписать словосочетания с производи, предлогами, затем остальные). Составить таблицу «Различайте написания деепричастий и предлогов» |
3 триместр март |
|
Союз (10+2) |
|
|||||||
85 |
Союз как част речи. Простые и составные союзы. |
1 |
Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы Простые и составные союзы |
Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы |
Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам |
§ 54. Упр. 315 (определить тип речи, стиль текста, разделить на абзацы, списать, определить роль союзов) § 55. Упр. 318 (списать, расставить знаки препинания, определить роль союзов). Упр. 319 (составить 10 предложений с составными союзами) |
|
|
86 |
Сочинительные и подчинительные союзы. |
1 |
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов |
Знать разряды союзов по значению; особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания. |
Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор |
§56. Упр. 323 (списать, расставить пропущенные запятые, подчеркнуть однородные члены и основы сложных предложений, построить схемы предложений) |
|
|
87 |
Запятая перед союзами в сложном предложении. |
1 |
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов |
Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями |
Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное |
§ 57. Упр. 326 (составить предложения по схемам) |
|
|
88 |
Сочинительные союзы. |
1 |
Группы сочинительных союзов, их назначение |
Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями |
Предупредительный диктант |
§58. Упр. 331 (составить предложения по схемам, выписать из стихотворений А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер» четверостишия с повторяющимися союзами, определить, какую роль они выполняют) |
|
|
89 |
Подчинительные союзы. |
1 |
Группы подчинительных союзов по значению |
Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений |
Конструирование предложений |
§59. Упр. 337 (списать, расставить знаки препинания, определить значения союзов) |
|
|
90 |
Морфологический разбор союза. |
1 |
Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению |
Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы |
Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их |
Упр. 340, используя схемы, составить текст «Мои любимые книги», подготовить устный ответ на тему |
|
|
91-92 |
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. |
2 |
Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же |
Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме |
Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи» |
§ 61. Упр. 345 (списать, расставить знаки препинания, сгруппировать слова по видам орфограмм) |
|
|
|
|
|||||||
93 |
Р.р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. |
1 |
|
|
|
|
|
|
94 |
Обобщение сведений о предлогах союзах. |
1 |
Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление предлогов и союзов |
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски |
Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле |
§54-61. Упр.355 (прочитать миниатюру вслух, списать, расставить знаки препинания, указать предлоги и союзы) |
|
|
95 |
Контрольный диктант. |
1 |
Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление предлогов и союзов |
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме |
Диктант с грамматическим заданием |
§ 54-61, повторить |
|
|
Частица (17+2) |
|
|||||||
96 |
Частица как часть речи. |
1 |
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении |
Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков |
Определить значение частиц в тексте |
§62. Упр. 359 (переписать, расставить знаки препинания, определить значение частиц). Упр. 358 (на основе данного текста составить собственный, используя в тексте частицы) |
|
|
97 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
1 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки |
Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения |
§ 62. Сочинение-миниатюра «Если бы я был...» |
|
|
98 |
Отрицательные частицы. |
1 |
Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ |
Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи |
Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ |
§67. Упр. 387 (списать, объяснить написание частицы НЕ; составить предложения, которые имели бы утвердительный смысл) |
|
|
99-100 |
Различение на письме частиц НЕ и НИ. |
2 |
Различение на письме частиц НЕ и НИ |
Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме |
Диктант «Проверяю себя» |
§67. Упр. 389 (составить и записать предложения, используя слова для справок). Составить предложения или текст, употребив следующие выражения: как н... торопились; как н... старались; н... один человек; н... раз говорил; н... разу н... удалось; н... днём н... ночью; во что бы то н... стало |
|
|
101-102 |
Модальные частицы. |
2 |
Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные |
Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства |
Объяснительный диктант |
§64. Упр. 367 (списать, выделить частицы, выразительно прочитать предложения) |
апрель |
|
103-104 |
Раздельное и слитное написание частиц. |
2 |
Раздельное и де-фисное написание частиц |
Знать правила раздельного и дефис-ного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами |
Свободный диктант. Работа с текстом |
§65. Упр. 378 (списать, определить, где то является частицей, место-имением, суффиксом, союзом) |
|
|
105 |
Морфологический разбор частиц. |
1 |
Общее значение, правописание частиц |
Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать |
Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) |
§66. Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи») |
|
|
106-107 |
Р.р. Контрольное сочинение |
2 |
Рассказ по данному сюжету |
Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка |
Сочинение |
§ 62-68, повторить. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ |
|
|
108 |
Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ |
1 |
Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы |
Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях |
Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки |
§68. Упр. 394 (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку НЕ графически обозначить). Составить связный рассказ о правописании частицы НЕ |
|
|
109 |
Различение на письме частицы НИ и приставки НИ |
1 |
Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ |
Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами |
Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант |
§69. Упр. 406 (списать, расставить знаки препинания, обозначить условия выбора НЕ и НИ). Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 (подготовьтесь с словарному диктанту). Используя таблицу, подготовить материал о том, как различать НЕ-НИ |
|
|
110 |
Обобщение и систематизация по теме «Частица» |
1 |
Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи |
Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи |
Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» |
Подготовиться к зачёту |
|
|
111 |
Контрольный диктант. |
1 |
Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи |
Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма |
Диктант с грамматическим заданием |
§ 62-69 (повторить) |
|
|
112 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
Классификация и исправление допущенных ошибок |
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры |
Работа над ошибками |
Составить словарный диктант «Мои ошибки» |
май |
|
113 |
Междометие |
1 |
Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий |
Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи |
Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями |
§70. Упр. 416 (списать, подчеркнуть междометия, употреблённые в значении других частей речи). Подготовить устное высказывание о группах междометий на основе таблицы |
|
|
Повторение и обобщение изученного (2+1) |
|
|||||||
114 |
Р.р. Текст. Стили речи. |
1 |
Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте |
Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте |
Анализ текстов разных типов и стилей |
Упр. 423 (доказать, что это текст-рассуждение, сгруппировать орфограммы и пунктограммы) |
|
|
115 |
Лексические нормы
Орфоэпическая норма |
1 |
Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов, употребление слова в несвойственном ему значении). Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы. |
Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы. Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их |
Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок. Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика |
Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок». Сопоставить омонимы, определить сходства и отличия, определить, какая норма нарушена, какие из ошибок проявляются только в устной речи, какие - только в письменной. Установить правильное ударение в каждом слове |
|
|
116 |
Грамматические нормы |
1 |
Нарушения грамматических норм, связанные с неправильным построением словосочетаний и предложений, с неправильным образованием форм слов |
Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, самим не допускать нарушения грамматических норм |
Творческое списывание |
Составить предложения, правильно употребляя предлоги С, ИЗ, В, НА |
|
|
117-118 |
Контрольная работа Анализ контрольной работы |
2 |
Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации |
Комплексный анализ текста |
Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации |
Комплексный анализ текста |
|
|