Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
«Согласовано» Руководитель МО ___________/_____________/
Протокол № ___ от «____»____________2015 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская» _____________ /______________/
«____»____________2015 г. |
«Утверждено» Директор АНО СОШ «Димитриевская» ________________ иер. А. Лаврухин
Приказ № ___ от «___»____2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Русский язык»
9 класс
Учитель:
Гуцалюк Ольга Николаевна
г. Москва 2015 г.
Рабочая программа
по русскому языку в 9 классе
на основе авторской программы Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. - М.: Просвещение, 2008, программы
2015 - 2016 учебный год
Реквизиты программы:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2008
Дополнительные пособия:
Учебно-методический комплект учителя:
4.Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова М.: Эксмо, 2011г.
Пояснительная записка
Количество часов по программе – 68
Количество часов по учебному плану школы – 102
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского (М.: Просвещение, 2008) и опирается на Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2001.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 68 часов в год (Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2005 г.).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе завершается работа по формированию и развитию. Коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета, на успешную сдачу ГИА по русскому языку. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи будут направлены на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы. Работа над сочинениями будет проводиться непосредственно после изучения соответствующих тем, чтобы учащиеся могли, используя полученные знания применить при написании сочинений. Так как количество часов, отведённое на изучение русского языка в IX классе, недостаточно для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА, основная работа по подготовке к выполнению части С будет проводиться на занятиях элективных курсов «Развивай дар слова» и «Трудные вопросы русского языка».
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки выпускников
за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
уметь:
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему и по прочитанному тексту. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт часов, данных по учебному плану школы. Отсутствует в календарно-тематическом планировании такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ГИА. Ниже в таблице указано изменение почасового распределения по разделам.
Содержание программы
Название раздела |
Количество часов по программе |
Количество часов по календарно-тематическому планированию |
Международное значение русского языка |
1 |
1 |
Повторение пройденного в 5-8 классах |
5+2=7 |
8+2=10 |
Сложные предложения |
1 |
1+2=3 |
Союзные сложные предложения |
6 |
|
Сложносочинённые предложения |
3+2=5 |
2+2=4 |
Сложноподчинённые предложения |
19+5=24 |
26+6=32 |
Бессоюзные сложные предложения |
6+2=8 |
6+2р=8 |
Сложные предложения с различными видами связи |
5+2=7 |
8+1р=9 |
Общие сведения о языке |
3 |
6+1=7 |
Систематизация и обобщение изученного |
4+2=6 |
25+3=28 |
Резерв |
|
|
Итого |
68 |
102 |
Нормы письменных работ в 9 классе
|
Диктанты |
Изложения |
Сочинения |
Проверочные тестовые работы (ч.А, В, С) |
Контрольная работа: «Виды придаточных предложений» |
По единому орфогр. режиму |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
По календарно-тематическому планированию |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе на 2015-2016 уч. год
учителя Гуцалюк О.Н.
(составлено на основе учебного комплекса под ред. С.Г. Бархударова и др.)
9 класс – 102 ч (3 ч в неделю)
№ п/п |
Название раздела программы |
Номер урока по теме |
Дата изучения |
Оборудование |
Тема урока |
Домашнее задание |
Материал по краеведению |
1 |
Введение. 1ч |
1 |
1 триместр сентябрь |
|
Международное значение русского языка. |
&1, упр.2 |
|
2 |
Повторение изученного в 5-8 классах. (8+2р) |
1 |
|
|
Фонетика. Фонетический разбор. |
&2,упр4,9 |
|
3 |
2 |
|
|
Лексика и фразеология. |
&3,упр.15,16 |
|
|
4 |
3р |
|
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Баян» |
Упр.19 (напис. черн.соч.) |
|
|
5 |
4 |
|
|
Морфемика и словообразование. |
&4,упр.26.27,28 |
|
|
6 7 |
5-6 |
|
|
Морфология. Орфография. |
&5,упр.33,37,38 |
|
|
8 9 |
7-8 |
|
|
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. |
&6,упр.42,43 46(у) |
|
|
10 |
9р |
|
|
Изложение по упр.50 |
Напис.изл. |
|
|
11 |
10 |
|
|
Контрольный диктант. |
Нет зад. |
|
|
12 |
Сложное предложение. (1+2р) |
1 |
|
|
Основные виды сложных предложений. |
&7,упр.53 |
|
13 |
2р |
октябрь |
|
Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. |
Упр.55 |
|
|
14 |
3р |
|
|
Конспект. |
Упр.57 |
|
|
15 16 |
Союзные сложные предложения. Сложносочинённое предложение. (2+2р) |
1-2 |
|
|
Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. |
&8,упр.60,6466,67 |
|
17 |
3р |
|
|
Изложение по упр.69 |
Упр.70 |
|
|
18 |
4р |
|
|
Рецензия. |
Упр.75,76 |
|
|
19 20 |
Сложноподчинённые предложения.(26+6р) |
1-2 |
|
|
Строение СПП. Знаки препинания в СПП. |
&9,упр.79,80 87,88 |
|
21 |
3р |
|
|
Подготовка к ЕГЭ. Сжатое изложение. |
Написание излож. |
|
|
22 23 |
4-5 |
ноябрь |
|
Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными. |
&10,упр.96,97 |
|
|
24 |
6 |
|
|
СПП с придаточными местоимённо-определительными. |
Упр.102.103 |
|
|
25 26 |
7-8 |
|
|
СПП с придаточными изъяснительными. |
&11,упр.113, 114,116,117 |
|
|
27 |
9 |
|
|
СПП с придаточными обстоятельственными. |
&12, упр. 125 |
|
|
28 |
10 |
|
|
СПП с придаточными образа действия и степени. |
Упр.129,130 |
|
|
29 |
11 |
2 триместр |
|
СПП с придаточными места. |
Упр.135 |
|
|
30 |
12 |
|
|
СПП с придаточными времени. |
Упр.141,142 |
|
|
31 |
13р |
|
|
Сочинение-рассуждение о родном крае. |
Упр.151 |
|
|
32 |
14 |
декабрь |
|
СПП с придаточными условия. |
Упр.154 |
|
|
33 |
15 |
|
|
СПП с придаточными причины. |
Упр.158,159 |
|
|
34 35 36 |
16 |
|
|
СПП с придаточными цели. |
Упр.163,164 |
|
|
17 18 |
|
|
Работа по подготовке к ЕГЭ. Разбор тестовых заданий. |
Выполнение вариантов ЕГЭ 2010г |
|
||
37 |
20 |
|
|
СПП с придаточными сравнительными. |
Упр.171,172 |
|
|
38
|
21
|
|
|
СПП с придаточными следствия.
|
Упр.186
|
|
|
39 |
22 |
|
|
СПП с придаточными уступительными. |
Упр.180,181 |
|
|
40 41 |
23 24 |
|
|
СПП с придаточными присоединительными. |
&13,Упр.189,190, 191,194,195 |
|
|
42 |
25р |
|
|
Сообщение на лингвистическую тему. |
Упр.197,198 |
|
|
43 |
26 |
|
|
Повторение по теме: «Виды придаточных предложений» |
Подготов. к к/р |
|
|
44 |
27 |
|
|
Контрольная работа по теме: «Виды придаточных предложений» |
Нет зад. |
|
|
45 46 |
28 29 |
январь |
|
СПП с несколькими придаточными. |
&14,упр.202, 203,204,206 |
|
|
47 |
30р |
|
|
Сопоставительная характеристика портретов А.С.Пушкина (О.Кипренского и В.Тропинина) |
Упр.205 |
|
|
48 49 |
31 32р |
|
|
Разбор заданий ЕГЭ. Сжатое изложение. |
Выполнение тестов. |
|
|
50 |
33р |
|
|
Деловые бумаги. |
Упр.211 |
|
|
51 |
Бессоюзные сложные предложения.(14+3р) |
1 |
|
|
Бессоюзные сложные предложения. |
Упр.215 |
|
52 |
2 |
февраль |
|
Запятая и точка с запятой в БСП. |
&15,упр.218 |
|
|
53 54 |
3-4 |
|
|
Двоеточие в БСП. |
&16,упр.223, 224,226,228 |
|
|
55 56 |
5-6 |
|
|
Тире в БСП. |
&17,упр.233, 234,235,236 |
|
|
57 |
7р |
|
|
Изложение по упр.238 |
Закончить творч.часть. |
|
|
58 |
8р |
|
|
Реферат. |
Упр.242,243 |
|
|
59 60 |
9 10 |
|
|
Сложные предложения с различными видами связи. |
&18,упр.248. 252,253,255 |
|
|
61 |
11р |
|
|
Сочинение-рассуждение о выборе профессии. |
Упр.254 |
|
|
62 |
12 |
|
|
Авторские знаки препинания. |
&19,упр.259 |
|
|
63 64 |
13 14 |
3 триместр март |
|
Контрольный диктант и его анализ. |
Нет зад. |
|
|
65 66 67 |
15 16 17 |
|
|
Проверочная тестовая работа. (ч.А, В,С) |
|
|
|
68 |
Общие сведения о языке.(6+1р) |
1 |
|
|
Понятие о языке. Работа со словарём. |
Упр.261,262 |
|
69 70 |
2-3 |
|
|
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. |
&20,упр.264, 266(у),267,272 |
|
|
71 |
4 |
|
|
Русский литературный язык и его стили. |
&21,упр.276, 277 |
|
|
72 |
5р |
|
|
Применение официально- делового стиля на практике. |
Упр.279 |
|
|
73 74 |
6-7 |
апрель |
|
Контрольный тест по программе 9 класса и его анализ. |
|
|
|
75 76 77 |
Повторение.(25+3р) |
1-2-3 |
|
|
Фонетика. Графика. Орфография. |
Упр.284,285, 288,289,294, 295 |
|
78 79 |
4-5 |
|
|
Лексика. Фразеология. |
Упр.307,308, 313,314 |
|
|
80 81 |
6-7 |
|
|
Разбор заданий ЕГЭ. |
Выполн. вар. |
|
|
82 83 |
8-9 |
май |
|
Морфемика. Словообразование. |
Упр.319,320, 323,324 |
|
|
84 85 |
10 11 |
|
|
Морфология. Орфография. Именные части речи. |
Упр.330,331, 335,336 |
|
|
86 |
12 |
|
|
Местоимение. Разряды мест. |
Упр.343,344 |
|
|
87 |
13р |
|
|
Устное описание картины И.Левитана «Весна» |
Упр.346 |
|
|
88 89 |
14 15 |
|
|
Глагол. |
Упр.350,351 |
|
|
90 91 |
16 17 |
|
|
Причастие. Деепричастие. |
Упр.354, 356 |
|
|
92 93 |
18 19 |
|
|
Наречие. Категория состояния. |
Упр.362,363 |
|
|
94 |
20 |
----------- |
|
Предлог. Союз. Частица. |
Упр.368,369 |
|
|
95 96 |
21 22 |
----------- |
|
Синтаксис. Пунктуация. |
Упр.375,377 394,393 |
|
|
97 |
23р |
----------- |
|
Сочинение на тему: «Что значит быть интеллигентным человеком». |
Напис. черн.соч. |
|
|
98 |
24р |
----------- |
|
Текст. Стили речи. |
Упр.391,392 |
|
|
99 |
25 |
----------- |
|
Употребление знаков препинания. |
Упр.400,401 |
|
|
100 101 102 |
26 27 28 |
----------- |
|
Итоговая проверочная тестовая работа. (ч. А, В,С) |
Нет зад. |
|