Рабочая программа по русскому языку в 9 классе 2013-14

Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

 

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_____________/

 

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская»

_____________ /______________/

 

«____»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор АНО СОШ «Димитриевская»

________________ иер. А. Лаврухин

 

Приказ № ___ от «___»____2015 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Русский язык»

9 класс

 

Учитель:

Гуцалюк Ольга Николаевна

 

 

г. Москва 2015 г.


 

Рабочая программа

по русскому языку в 9  классе

на основе авторской программы Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. - М.: Просвещение, 2008, программы

2015 - 2016 учебный год

 

Реквизиты программы:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

 

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2008

 

Дополнительные пособия:

 

 Учебно-методический комплект учителя:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2001
  2. Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г.г.
  3. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2011: предпрофильная подготовка. Н.А.Сенина – Ростов на Дону: Легион, 2011г.

4.Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова М.: Эксмо, 2011г.

 

Пояснительная записка

 

Количество часов по программе – 68

Количество часов по учебному плану школы – 102

 

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой под редакцией  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского (М.: Просвещение, 2008) и опирается на Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2001.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 68 часов в год (Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2005 г.).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:   учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

        Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе завершается работа по формированию и развитию. Коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX  класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета, на успешную сдачу ГИА по русскому языку. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи будут направлены на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы. Работа над сочинениями будет проводиться непосредственно после изучения соответствующих тем, чтобы учащиеся могли, используя полученные знания применить при написании сочинений. Так как количество часов, отведённое на изучение русского языка в IX классе, недостаточно для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА, основная работа по подготовке к выполнению части С будет проводиться на занятиях элективных курсов «Развивай дар слова» и «Трудные вопросы русского языка».

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

     Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

     Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

     Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

     Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

     Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания  в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов (2 часа в неделю).

  

Требования к уровню подготовки выпускников

за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

  1. изученные разделы науки о языке;
  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. адекватно понимать информацию устного сообщения;
  5. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  6. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  7. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  8. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  9. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  10. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  11. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  12. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  13. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  14. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

 

Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему и по прочитанному тексту. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт часов, данных по учебному плану школы. Отсутствует в календарно-тематическом планировании такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как   «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ГИА. Ниже в таблице указано изменение почасового распределения по разделам.

 

Содержание программы

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Международное значение русского языка

1

1

Повторение пройденного в 5-8 классах

5+2=7

8+2=10

Сложные предложения

1

1+2=3

Союзные сложные предложения

6

 

Сложносочинённые предложения

3+2=5

2+2=4

Сложноподчинённые предложения

19+5=24

26+6=32

Бессоюзные сложные предложения

6+2=8

6+2р=8

Сложные предложения с различными видами связи

5+2=7

8+1р=9

Общие сведения о языке

3

6+1=7

Систематизация и обобщение изученного

4+2=6

25+3=28

Резерв

 

 

Итого

68

102

 

Нормы письменных работ в 9 классе

 

Диктанты

Изложения

Сочинения

Проверочные тестовые работы

(ч.А, В, С)

Контрольная работа:

«Виды придаточных предложений»

По единому орфогр. режиму

4

4

4

-

-

По календарно-тематическому планированию

2

4

4

3

1

 

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе на 2015-2016 уч. год

учителя Гуцалюк О.Н.

(составлено на основе учебного комплекса под ред. С.Г. Бархударова и др.)

9 класс – 102 ч (3 ч в неделю)

 

п/п

Название раздела программы

Номер урока по теме

Дата изучения

Оборудование

Тема урока

Домашнее задание

Материал по краеведению

1

Введение.

1

1 триместр

сентябрь

 

Международное значение русского языка.

&1, упр.2

 

2

 

Повторение изученного в 5-8 классах. (8+2р)

1

 

 

Фонетика. Фонетический разбор.

&2,упр4,9

 

3

2

 

 

Лексика и фразеология.

&3,упр.15,16

 

4

 

 

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Баян»

Упр.19 (напис. черн.соч.)

 

5

4

 

 

Морфемика и словообразование.

&4,упр.26.27,28

 

6

7

5-6

 

 

Морфология. Орфография.

&5,упр.33,37,38

 

8

9

7-8

 

 

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

&6,упр.42,43

46(у)

 

10

 

 

Изложение по упр.50

Напис.изл.

 

11

10

 

 

Контрольный диктант.

Нет зад.

 

12

   

Сложное предложение. (1+2р)

1

 

 

Основные виды сложных предложений.

&7,упр.53

 

13

октябрь

 

Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы.

Упр.55

 

14

 

 

Конспект.

Упр.57

 

15

16

Союзные сложные предложения.

Сложносочинённое предложение. (2+2р)

1-2

 

 

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

&8,упр.60,6466,67

 

17

 

 

Изложение по упр.69

Упр.70

 

18

 

 

Рецензия.

Упр.75,76

 

19

20

 

Сложноподчинённые предложения.(26+6р)

1-2

 

 

Строение СПП. Знаки препинания в СПП.

&9,упр.79,80

87,88

 

21

 

 

Подготовка к ЕГЭ. Сжатое изложение.

Написание излож.

 

22

23

4-5

ноябрь

 

Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными.

&10,упр.96,97

 

24

6

 

 

СПП с придаточными местоимённо-определительными.

Упр.102.103

 

25

26

7-8

 

 

СПП с придаточными изъяснительными.

&11,упр.113, 114,116,117

 

27

9

 

 

СПП с придаточными обстоятельственными.

&12, упр. 125

 

28

10

 

 

СПП с придаточными образа действия и степени.

Упр.129,130

 

29

11

2 триместр

 

СПП с придаточными места.

Упр.135

 

30

12

 

 

СПП с придаточными времени.

Упр.141,142

 

31

13р

 

 

Сочинение-рассуждение о родном крае.

Упр.151

 

32

14

декабрь

 

СПП с придаточными условия.

Упр.154

 

33

15

 

 

СПП с придаточными причины.

Упр.158,159

 

34

35

36

16

 

 

СПП с  придаточными цели.

Упр.163,164

 

17 18

 

 

Работа по подготовке к ЕГЭ. Разбор тестовых заданий.

Выполнение вариантов ЕГЭ 2010г

 

37

20

 

 

СПП с придаточными сравнительными.

Упр.171,172

 

38

 

21

 

 

 

СПП с придаточными следствия.

 

Упр.186

 

 

39

22

 

 

СПП с придаточными уступительными.

Упр.180,181

 

40

41

23

24

 

 

СПП с придаточными присоединительными.

&13,Упр.189,190, 191,194,195

 

42

25р

 

 

Сообщение на лингвистическую тему.

Упр.197,198

 

43

26

 

 

Повторение по теме: «Виды придаточных предложений»

Подготов. к к/р

 

44

27

 

 

Контрольная работа по теме: «Виды придаточных предложений»

Нет зад.

 

45

46

28

29

январь

 

СПП с несколькими  придаточными.

&14,упр.202, 203,204,206

 

47

30р

 

 

Сопоставительная характеристика портретов А.С.Пушкина (О.Кипренского и В.Тропинина)

Упр.205

 

48

49

31

32р

 

 

Разбор заданий ЕГЭ. Сжатое изложение.

Выполнение тестов.

 

50

33р

 

 

Деловые бумаги.

Упр.211

 

51

 

Бессоюзные сложные предложения.(14+3р)

1

 

 

Бессоюзные сложные предложения.

Упр.215

 

52

2

февраль

 

Запятая и точка с запятой в БСП.

&15,упр.218

 

53

54

3-4

 

 

Двоеточие в БСП.

&16,упр.223, 224,226,228

 

55

56

5-6

 

 

Тире в БСП.

&17,упр.233, 234,235,236

 

57

 

 

Изложение по упр.238

Закончить творч.часть.

 

58

 

 

Реферат.

Упр.242,243

 

59

60

9

10

 

 

Сложные предложения с различными видами связи.

&18,упр.248. 252,253,255

 

61

11р

 

 

Сочинение-рассуждение о выборе профессии.

Упр.254

 

62

12

 

 

Авторские знаки препинания.

&19,упр.259

 

63

64

13

14

3 триместр март

 

Контрольный диктант и его анализ.

Нет  зад.

 

65

66

67

15

16

17

 

 

Проверочная тестовая работа.

(ч.А, В,С)

 

 

68

 

Общие сведения о языке.(6+1р)

1

 

 

Понятие о языке. Работа со словарём.

Упр.261,262

 

69

70

2-3

 

 

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

&20,упр.264,

266(у),267,272

 

71

4

 

 

Русский литературный язык и его стили.

&21,упр.276,

277

 

72

 

 

Применение официально- делового стиля на практике.

Упр.279

 

73

74

6-7

апрель

 

Контрольный тест по программе 9 класса и его анализ.

 

 

75

76

77

 

Повторение.(25+3р)

1-2-3

 

 

Фонетика. Графика. Орфография.

Упр.284,285,

288,289,294, 295

 

78

79

4-5

 

 

Лексика. Фразеология.

Упр.307,308, 313,314

 

80

81

6-7

 

 

Разбор заданий ЕГЭ.

Выполн. вар.

 

82

83

8-9

май

 

Морфемика. Словообразование.

Упр.319,320,

323,324

 

84

85

10

11

 

 

Морфология. Орфография.

Именные части речи.

Упр.330,331,

335,336

 

86

12

 

 

Местоимение. Разряды мест.

Упр.343,344

 

87

13р

 

 

Устное описание картины И.Левитана «Весна»

Упр.346

 

88

89

14

15

 

 

Глагол.

Упр.350,351

 

90

91

16

17

 

 

Причастие. Деепричастие.

Упр.354, 356

 

92

93

18

19

 

 

Наречие. Категория состояния.

Упр.362,363

 

94

20

-----------

 

Предлог. Союз. Частица.

Упр.368,369

 

95

96

21

22

-----------

 

Синтаксис. Пунктуация.

Упр.375,377

394,393

 

97

23р

-----------

 

Сочинение на тему: «Что значит быть интеллигентным человеком».

Напис. черн.соч.

 

98

24р

-----------

 

Текст. Стили речи.

Упр.391,392

 

99

25

-----------

 

Употребление знаков препинания.

Упр.400,401

 

100

101

102

26

27

28

-----------

 

Итоговая проверочная тестовая работа. (ч. А, В,С)

Нет зад.

 

Политика конфиденциальности