Творческие работы

 

О красоте…

Одним из основных доказательств бытия Божия является красота, созданная Творцом мира. Существующая красота в природе, музыке, человеческих отношениях, искусстве, да и в самом человеке отражает творческую энергию Бога, вложенную в Его творения. 

Человек как венец творения обладает творческими способностями, поэтому, к примеру, музыка, созданная вдохновенными композиторами, заставляет вспомнить нас о горнем, оторваться от земных проблем, настроить душу на чистоту, ощутить прекрасное в этом мире. 

Например, мой любимый композитор - Петр Ильич Чайковский. Когда я слушаю его вальсы, музыку из балета "Щелкунчик", "Лебединое озеро", то моя душа ликует и радуется, у меня появляется желание творить. 

Еще я очень люблю ходить в Третьяковскую галерею. Картины великих художников каждый раз раскрываются для меня по-новому, обогащая душу и мысли красотой творчества. Особенно я восхищаюсь картинами таких художников, как Васнецов, Нестеров, Суриков и Шишкин. Мой любимый писатель Федор Михайлович Достоевский сказал: "Красота спасет мир". И в самом деле, красота и гармония - это то, к чему должен стремиться каждый человек. 

Федорова Серафима, 10 кл.

 

 

Красота - это дар или крест?

В сказках добрая принцесса обязательно будет прекрасной, как солнце, а злой колдун уродлив, как жаба. Но почему? Может быть, красивый внешне человек всегда имеет такую же красивую душу?

Каждая девочка мечтает вырасти и превратиться в красавицу… такую же, как в сказке. Сегодня в нашем обществе красота играет далеко не последнюю роль. Она может дать богатство, престиж, статус и многое, многое другое. Но если человек ищет не земные блага, а мир в душе и единение с Богом? Поможет ли ему в этом красота? Многие люди, обладающие красивой внешностью, уничтожили своё внутреннее богатство и стали пусты внутри, а потому несчастны. «Красота, как и богатство, и больше, чем богатство, ведет к надменности, а надменность — престол, с которого неминуемо срываются в адскую бездну» , - писал Святитель Николай Сербский в письме одной матери, приславшей ему известие об избрании её дочери королевой красоты. Здесь же находим: «Из всех искушений, которые человеку надлежит преодолеть, красота – одно из самых сильных. Святые великомученицы Екатерина и Варвара, Анастасия и Параскева и многие другие преодолели его, ибо познали другую красоту, ту, что дороже физической». Нельзя забывать о том, что красота физическая лишь на время дана человеку, и однажды она исчезнет... Что останется тогда у человека, который жил своей красотой? Ничего. Но иная красота, духовная, существует вечно, и она преображает человека, преображает его временную физическую оболочку. Вы когда-нибудь видели фотографии святых? На этих фотографиях запечатлены зачастую пожилые, но удивительно красивые люди, из глаз которых льется неземной свет.

Но, может быть, физическая красота - это порок, недостаток? Конечно, нет. Красота дана человеку от Бога, а всё, что вложил в человека Бог, должно прославлять Творца. И каждый человек прекрасен, хотя, может быть, он об этом не знает. Человек – творение Божие, а любое творение Господа – прекрасно. Представьте себе паука. Вам он кажется неприятным, уродливым, пугающим… а какой-нибудь ученый-арахнолог, увидев паука, придёт в неописуемый восторг и станет непрестанно восхищаться им, находя это существо, возможно, самым прекрасным на свете. Вот так получается и с людьми: то, что некрасиво для одного, нравится другому, поэтому не бывает некрасивых людей, каждый красив по-своему, и благодаря такому промыслу Божию в нашем мире царит гармония.

Так крест или дар  красота? В Евангелии есть притча о талантах, в которой некий человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и дал им таланты, каждому по силе его, а возвратившись, потребовал от рабов своих отчета, как они распорядились данными им талантами. Красота – это талант, который Бог дарует человеку, и его задача разумно распорядиться им, чтобы, когда Господь спросит человека, как он распорядился вверенным ему, тот мог бы ответить с радостью и не стыдиться своего ответа. Каждому Бог дает по силам, поэтому один считается более красивым, другой – менее. Тот, что обладает бОльшей красотой, будет иметь множество испытаний и искушений и понесёт бОльшую ответственность за доверенный ему талант, но и бОльшее количество людей, взглянув на него, прославит Господа, сотворившего такую красоту.  

Денисенко Елизавета, 11 кл.

 

 

Происхождение слова красота

Иногда бывает интересно задуматься над значением и происхождением слова, которым мы пользуемся каждый день. Очень часть слово имеет долгую и запутанную историю, как, например, всем привычное слово красота.

Слово красота в древнерусском языке упоминается в XI веке. Существует несколько версий происхождения этого слова. Первая – происхождение от готского слова kras (украшение, слава) в значении славный, прославленный. Вторая -  происхождение от литовского слова крада (огонь, жертвенник).

Существует еще один способ разгадки происхождения слова красота. Для этого надо произвести грамматический анализ этого слова. Последняя буква «А»  относится к окончанию. Следующее перед окончанием буквосочетание «ОТ» очень часто используется в русских словах в качестве суффикса, например, в слове «РАБОТА». В оставшейся части слова КРАС буква «К» является словообразующей приставкой к общеславянскому корню РАС, который наиболее отчётливо проявляется в русском слове «РАССВЕТ». При разложении этого слова на РАС и СВЕТ, получается смысловое определение слова КРАСОТА как ощущение радости, которое возникает у человека при наблюдении восхода солнца на рассвете.

Несмотря существование этих версий, лингвистами не установлено первоначальное значение слова красота. Большинство считает, что слово близко по значению со словами «огонь», «сияние», «свет».

Коновалов Дмитрий, 11 кл.

 

 

Скажите мне…

…так что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                Н.Заболоцкий

 

Уже с древнейших времен красота во всех ее проявлениях была ценима и почитаема людьми. Все люди иногда останавливаются, вдруг пораженные красотой открывающегося перед ними вида, или с замиранием сердца слушают берущую за душу мелодию, или дивятся красоте другого человека. Красота – великая сила, пробуждающая лучшее в человеке, ведь с каждым это было: усталый, злой, обессиленный, уверенный, что хуже и быть не может, - и тут потрясающая красота и умиротворение, открывшиеся внезапно в придорожной роще, или близком человеке, или незатейливом родном напеве, вроде бы уже много раз виденных и слышанных, заставит подумать: «А ведь хорошо… Как-то раньше и не замечалось совсем… Все такое красивое и в то же время привычное, свое… Не верится даже, что у меня все так плохо. Нет, наверное, я ошибся, конечно же, на деле все не так уж безнадежно, скоро все пойдет на лад и образуется!» И вы уже счастливы, уже угрюмость сменилась радостью и усталость ощущается меньше.

Красота часто меняет судьбы людей; сколько представителей рода человеческого, хотевших стать адвокатами, судьями, банкирами и провести век в сухих делах и бесконечных цифрах, вдруг чувствовали зов искусства – поражались красоте случайно увиденной картины, внезапно забывали все на свете при звуках случайно услышанной симфонии – и решали посвятить свою жизнь созданию такой же красоты!

И на протяжении веков люди, восторгаясь красотой, пытаются ее понять. Что есть красота? Что в ней привлекает и очаровывает людей?

Необходимо заметить, что красота бывает разная:   есть внешняя красота, а есть внутренняя, духовная. Вспомним Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Духовная красота – это и есть красота души и мыслей, это то, благодаря чему мы можем сказать о ее обладателе: «Это – хороший человек!»

Духовная красота очень важна для облика в целом, и, если духовная красота без внешней все равно остается красотой (нам отрадно смотреть на доброго человека, даже если внешне он не красавец), то внешняя без духовной – нет. Дориан Грэй внешне был очень красив, но уродство души, исковерканной совести уничтожают весь его внешний блеск. Я думаю, все мы замечали, как портят красивое лицо внутренние уродства: злоба, гнев, алчность, грубость, высокомерие. Очень важно помнить об этом и не уподобляться фарисеям, очищающим лишь внешнюю сторону чаши своей души.

Красота природы - это частица благодати, то, что осталось нам как воспоминание о божественной красоте мира до грехопадения.

А если говорить о красоте вещного мира, о красоте картин, музыки, зданий, о красоте даже простых вещей, то творцы этих вещей, создавая картину, здание, музыкальное произведение, даже вырезая красивую ложку, приближаются к Творцу, уподобляются Ему в способности творить новое, лучшее, чем то, что было. В сущности, созданные ими вещи красивы лишь потому, что они отражают  Божественный Свет; без этого вся красота исчезает. Вспомним «Портрет» Гоголя: великий художник, употребивший силу своего таланта для запечатления в портрете темной сущности ростовщика, создал нечто худшее, чем то, что было; никто не назвал бы его картину красивой. Она внушала ужас. Когда этот же художник, движимый завистью и злобой, создавал эскизы для росписи храма, в них был талант, но не благодать. Они отражали не Божественную красоту, а зависть и злобу писавшего.

В этом и состоит ответственность любого творца и каждого человека – отражается ли в том, что он делает, Божественная красота?  Как его деяния повлияют на мир, сделают ли они этот мир лучше? Принесут ли они в этот мир КРАСОТУ?

Бондаренко Даниил, 10 кл.

 

 

Рассвет

Предисловие

Я думаю, на вопрос: «Что такое красота?» - трудно ответить какими-то общими словами. Каждый понимает и видит красоту по-своему… Нет, можно, конечно, открыть толковый словарь и прочитать там определение, но это не поможет поэту понять, почему тренер называет игру своих футболистов красивой. Я не собираюсь писать о том, что, например, пейзажи - это красиво, а абстракционизм - нет. На вкус и цвет товарищей нет. Пусть каждый сам поймет, что для него красиво. Я просто хочу попробовать передать то, что ассоциируется у меня со словом КРАСОТА.

***

Предрассветные сумерки. Солнца еще не видно, но уже светло. В воздухе пахнет свежестью. Это, наверное, ночь своей прохладой освежила землю после знойного вчерашнего дня. Все вокруг покрыто маленькими капельками росы. Она осела  даже на автомобиле, помогая ему слиться с общим пейзажем. Ах, как в это время поют птицы. Все вокруг еще спит, а они уже заливаются, встречая восход и прославляя Бога. Солнце показалось из-за горизонта. И как преобразилось вся земля!  Капельки росы заискрились, как будто маленькое солнышко зажглось вдруг в каждой из них. Вся природа начала оживать, почувствовав первые солнечные лучики. Где-то в лесу застучал по деревьям дятел. Там, за лесом, на погосте зазвонили в колокола. Зовут на службу. Скоро солнце поднимется высоко в небо, высушит росу, изморит всех жарой. Но пока паучок вылезает на свою паутину, как драгоценными камнями, украшенную искрящимися росинками. Нет, это не муха так сильно натянула ее. И он как будто недовольно потирает свои лапки и начинает поправлять порвавшиеся за ночь ниточки…

Панфилова Татьяна, 10 кл.

 

 

Мои размышления  о красоте

Красота – вещь спорная. Не существует однозначного мнения о красоте того или иного предмета, явления. Чаще всего выходит так: сколько людей, столько и мнений. Да есть ли  вообще на свете что-нибудь такое, что не вызывает никаких разногласий по поводу своей красоты?..

Я помню тихий летний вечер. Тихий – потому что, когда на землю сходит вечерний холодок, уличная жизнь в деревне замирает, и все перебираются в дома поближе к чуть тёплым печкам (без которых в нашей северной стране  да  к тому же в деревенском доме в любое время года не обойтись), чтобы, глядя на уютно потрескивающий огонёк, обсудить за семейным ужином все события уходящего дня. А летний – потому что на дворе стоял август.

С крыльца открывался вид на заросший овраг, за которым простиралось поле. Уходя далеко-далеко, к необозримому горизонту, оно всё же не могло затмить собою огромного неба, раскинувшегося над ним и с часу на час ожидающего прихода ночи. Птицы уже умолкли, и лишь кузнечики усердно трещали в траве, наполняя воздух мягким, каким-то вечерним звоном. Среди молодых сосенок, стоящих на краю поля, лежал туман. Не поднимаясь выше нижних веток, он, казалось, боялся быть замеченным и тихо крался, ловко скользя между мокрыми стволами. Уплывающие вдаль тучки придавали небу матовый, пастельный оттенок.

Вдруг что-то блеснуло. Это заходящее солнце вырвалось из-за тёмной пелены облаков несколькими своими лучами. Я обернулась и увидела… море! Да-да, самое настоящее небесное море! Прозрачное, сизо-розоватое у берега и становящееся всё темнее и темнее по мере приближения к своему небесному горизонту. И в него, в это море, садилось сияющее солнце. Садилось стремительно, подгоняемое давящими сверху тучами, но при этом так спокойно и торжественно. Минута, ещё, и ещё одна… и вот, брызнув последними лучами, пронзившими всё небо, оно исчезло…

…И тогда я поняла, что красота природы н е о с п о р и м а. Неоспорима как то, что создано руками не земными, не человеческими, а Божьими.

Парменова Дарья, 10 кл.

 

 

Москва: инструкция по применению

«Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!», – наверное, все россияне знают или когда-то знали эти слова бессмертного классика о нашей столице. Однако об их смысле задумываются далеко не все, а если и задумываются, то ход их мыслей странным образом не совпадает с рассуждениями Пушкина. «Ну, допустим, слилось в ней много: население, правительство, торговля – это понятно. Но вот сердцу-то на что отзываться? Пыльно, душно, дорого, да и всё тут!», – такое мнение, к сожалению, бытует и среди «гостей города», и среди его жителей. Причём достопримечательности положения не спасают: москвичи уверены, что они их уже сто раз видели и ничего нового в них не найдут, да и времени съездить и посмотреть нет, а туристы в большинстве своём путешествуют от точки к точке на автобусах, и под рык их моторов и щёлканье десятков фотоаппаратов впечатление от красоты спешит побыстрее испариться без следа. Печальная картина, не правда ли?..

«Эх, что правда, то правда», – вздохнёте вы и, понурив голову, поставите Москве безнадёжный диагноз. Но не отчаивайтесь – на самом деле всё ещё не так плохо, как кажется! Если вы тоже отождествляете столицу с пробками, духотой и высокими ценами и уже разуверились в ней, но в самой глубине души лелеете надежду вернуть утраченный идеал, то мы знаем, чем вам помочь!

Шаг первый: обрубите самый большой из корней проблемы – суету. Выберите хотя бы один солнечный весенний день (погода сильно влияет на настроение) и сметите с него все дела, встречи и срочные поездки. Заглушите все социальные сети или вовсе отключите телефон, чтобы суетность точно не смогла вас зацепить. Заранее спрячьте куда-нибудь подальше ключи от машины и снимите с «Тройки» половину средств, чтобы у вас не было искушения уподобиться туристу и семь восьмых дня сидеть в стальной коробке на колёсах – вам нужно впечатление от города, а не от транспорта. Лучше уж выньте из чулана полузабытый велосипед или позаимствуйте у сына самокат.

Шаг второй: насладитесь осознанием того, что вам некуда торопиться. Хорошенько выспитесь (уже подарок для москвича), посмотрите на сияющее за окном солнце, вспомните, что устроили себе выходной, и по случаю этого с наслаждением – именно с наслаждением! – сделайте зарядку. Потом спокойно позавтракайте, с улыбкой вспомнив чашку кофе, которую вы залпом глотаете перед стартом забега до работы. После завтрака оставьте домашним записку «Ушёл в Москву, буду поздно», прошагайте вниз по лестнице, храбро проигнорировав лифт, распахните подъездную дверь и вдохните полной грудью свежий весенний воздух.

На этой стадии у многих пациентов уже наступает резкое улучшение, и если у вас в голове в этот момент промелькнуло что-то вроде «Жить хорошо!», значит, всё идёт по плану и можно приступать к Шагу третьему: шагайте туда, где вы давно хотели побывать (если вы уже давно никуда не хотели, ничего страшного – идите по направлению к Красной площади). Причём старайтесь использовать общественный транспорт только в случае крайнего упадка сил и попробуйте не отворачиваться от окрестных пейзажей, пусть даже они кажутся вам давно знакомыми, скучными и некрасивыми.

Вот тут-то и начнут твориться чудеса. Вещи, которые вы тысячу раз видели и последние три года уже не замечали, вдруг словно неуловимо повернутся и заиграют в солнечных лучах бесконечным количеством деталей и подробностей. Намозоливший глаза переулок обретёт весёлый и таинственный вид, точно вы набрели на него в первый раз; на старом и заурядном до этого здании обнаружатся затейливые украшения, через которые оно поведает вам часть своей истории; даже старая и ржавая железная дорога, на которую раньше без слёз было не взглянуть, станет манящей и пробудит в сердце давнюю тягу к путешествиям. Вы, без сомнения, слегка ошарашенный такими превращениями, начнёте сами искать эти потаённые лица улиц и домов, и по мере приближения к цели количество их будет расти, а ваши глаза – становиться всё круглее и круглее. Вам откроется другая Москва – Москва притягательная, захватывающая, полная открытий, занимающая не две тысячи пыльных квадратных километров, а восемьсот семьдесят сияющих лет, непостижимым образом вмещающихся в одном городе и приглашающих изумлённого странника постигнуть их тайны.

Шаг четвёртый… Впрочем, хватит наших советов: если вы смогли разглядеть в нынешней Москве Первопрестольный Град, то помощь вам уже не нужна. Четвёртый шаг вы сделаете сами: необъятные и прекрасные просторы, открывшиеся вам, уже не дадут вам покоя. Теперь вы будете уже не нестись, а гулять по столице, понимая, что весь мир может вас подождать. Теперь вы будете ходить и в дождь, созерцая уходящие вдаль улицы и проспекты, задрапированные воздушным тюлем водяной пелены, и ночью, следуя за фотонным потоком автомобилей и переполняясь энергией никогда не засыпающего города. Теперь вы будете с недоумением смотреть на столичные путеводители, гадая, о каком же городе в них пишут, и с жалостью – на знакомых, в бешеном вихре занятости успевающих только подивиться на ваш странный образ жизни. И теперь вы с полным на то правом сможете в разговоре со скучающим москвичом небрежно обронить: «А спорим, вы не видели настоящей Москвы?»

Бондаренко Даниил, 11 кл.

 

Политика конфиденциальности