Словообразование в русском языке

Словообразование в русском языке

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим.
В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные. Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами.

Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить». Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному. А вот существительное нам придется объяснять само по себе: стекло — это такой прозрачный предмет. В данном случае корень слова возник потому, что был предмет, который надо было как-то назвать. Тем самым мы можем сказать, что «стекло» — это первородное существительное, а остальные слова с этим корнем — производные от него. 

Итак, корень «стол» обозначает предмет. А корень «бег» — процесс. То есть изначальным, первородным в данном случае был глагол «бегать». В свою очередь, корень «зелен» обозначает признак, первородным является прилагательное «зеленый».

Итак, есть первородные слова — к примеру, существительные «кирпич» и «дом». Можно предположить, что сначала возникла необходимость как-то назвать сами предметы. Но вот, скажем, из кирпича построен дом. Очевидно, какое-то время люди так и говорили — «дом из кирпича», то есть использовали два первородных существительных; но в какой-то момент, когда вокруг появляется достаточно много предметов с таким признаком, возникает необходимость и в прилагательном. В таком случае в языке появляется производное слово — к слову «кирпич», к примеру, мы можем добавить характерный для прилагательного суффикс и получить слово «кирпичный». Сходным образом носителей языка может начать интересовать признак безотносительно объекта — так, из прилагательного «синий» может получиться существительное «синева», из «краткий» — «краткость»; может возникнуть необходимость в слове, обозначающем процесс безотносительно того, кто этот процесс совершает: из глагола «бегать» получится существительное «бег», из «делать» — «действие». 

Стало быть, когда мы пытаемся разобраться в словообразовании, по корню мы можем определить, какая часть речи является производящей. 

Конечно же, новые слова не всегда образуются из другой части речи. Например, мы можем прибавить уменьшительный суффикс к слову «дом» и получить «домик», можем прибавить приставку не- к прилагательному и получить «неумный». 

Но зачастую слово проходит более сложный путь, чем сразу от первородного к производному. Например, слово «предсказатель» произошло от глагола «предсказать», а не от «сказать», то есть образовалось не путем добавления приставки и суффикса, а только суффикса. От слова «порядок» путем добавления суффикса произошло слово «порядочный», а от него уже путем добавления приставки — слово «непорядочный».

Из этого следует, что, когда мы смотрим, как образовалось некое слово, нужно не просто смотреть на корень и на то, есть ли у слова приставка и суффикс, а на то, какое слово ближайшее к нему по смыслу. Желательно восстановить полную словообразовательную цепочку, то есть взять первородное слово и посмотреть, каким именно образом, через какие промежуточные стадии образовалось искомое.

В основном нам приходится иметь дело с бессуффиксным, приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Есть и другие способы, но их мы рассмотрим отдельно. Сначала посмотрим, от чего обычно образовываются разные части речи.

Существительные часто образуются:
от других существительных (дом — домик);
от глаголов (бегать — бег, читать — чтение);
от прилагательных (синий — синева, скорый — скорость).

Прилагательные часто образуются:
от других прилагательных (умный — неумный, синий — синенький);
от существительных (кирпич — кирпичный, дом — домашний, бездомный);
от глаголов (варить — вареный).

Глаголы:
от других глаголов (ходить — заходить);
от существительных (стекло — стеклить);
от прилагательных (зеленый — зеленеть).

Есть и другие варианты, но они более редки. Так, например, глагол «ойкнуть» образован от междометия, «тыкать» в значении «обращаться на ты» — от местоимения, а «раздваиваться» — от числительного. Но мы рассматриваем пока лишь основной корпус примеров — то, что может попасться вам на экзамене.

Местоимения обычно являются первородными.

Причастия и деепричастия всегда образовываются от глаголов суффиксальным способом. Обратите внимание: нет ни одного причастия, образованного от другого причастия. Например, причастие «подошедший» и деепричастие «подходя» образованы не от «шедший» и «ходя» приставочным способом, а от глагола «подойти» суффиксальным. Так считается именно потому, что нет ни одного причастия или деепричастия, для которого не было бы глагола с аналогичной приставкой. Причастия и деепричастия не зря называют особыми формами глагола. 

Наречия образовываются от прилагательных (и никогда — друг от друга). Так, например, «немедленно» образовано не от наречия «медленно», а от прилагательного «немедленный». 

Количественные числительные — первородные. Порядковые могут быть или первородными, или образованными от количественных числительных. Собирательные числительные образуются от количественных числительных.

Следует помнить о том, что формы слова не являются самостоятельными частями речи. Это значит, что, рассматривая некое слово, мы рассматриваем, как образовалась его начальная форма. Например, слово «больше» обладает иным суффиксом, нежели слово «большой», но мы не рассматриваем его как производное слово — это всего лишь сравнительная степень, то есть иная форма слова, а не другое слово.

Теперь посмотрим на то, какими именно способами образуются разные части речи. Здесь будут рассмотрены не абсолютно все случаи, а лишь наиболее характерные.

Бессуффиксный способ характерен для коротких существительных, образованных от глаголов, как тот самый «бег» — от «бегать». При этом способе у глагола отсекается характерный глагольный суффикс,     а у производного существительного новый не появляется.

Суффиксальным способом образуются:
существительные от глаголов (петь — пение);
существительные от существительных (дом — домик);
существительные от прилагательных (синий — синева);
прилагательные от прилагательных (синий — синенький);
прилагательные от существительных (дом — домашний);
глаголы от глаголов (заходил — захаживал);
глаголы от существительных (стекло — стеклить);
глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть);
причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав);
наречия от прилагательных (медленный — медленно);
числительные от числительных (девять — девятеро).

Заметим, что при суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.

Приставочным способом очень часто образовываются глаголы: ходить — заходить. Также этот способ характерен для прилагательных (умный — неумный), существительных (друг — недруг). Помните, что причастия, даже те, в которых есть яркие приставки, образовываются суффиксальным способом от соответствующих глаголов. Приставочным способом могут образовываться и местоимения (кто — никто).

При приставочно-суффиксальном способе образования мы не можем найти близкое слово, в котором есть аналогичная приставка или аналогичный суффикс. Так, например, слово «бездомный» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «дом», поскольку слова «домный» не существует — 
в отличие от слова «неумный», например, которое, как уже говорилось, произведено приставочным способом. Приставочно-суффиксальным способом образовываются не только прилагательные, как 
в описанном выше случае, но и, например, наречия (докрасна — красный, по-русски — русский).

Также есть и еще несколько способов словообразования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Периодически в языке возникают слова, образованные путем сложения двух или даже нескольких корней, как, например, слово «самолет». Такой способ словообразования называется сложением основ, и он характерен в основном для существительных. Заметим сразу, что слово «самолетный» образовано не сложением основ, а суффиксальным способом от слова «самолет». А вот слово «многоцветный» действительно образовано сложением основ.

В языке иногда появляются слова-аббревиатуры, то есть сокращения. Они считаются самостоятельными словами, и способ, которым они образуются, называется аббревиацией. Таковы слова «вуз» (от «высшее учебное заведение») или «СССР» («Союз Советских Социалистических Республик»).

Иногда слова переходят из одной части речи в другую, при этом внешне не изменяясь. Например, слово «булочная», очевидно, образовалось следующим образом: когда-то от слова «булка» образовалось прилагательное «булочная», и место, где торговали булками, называлось «булочной лавкой». Затем такое место стали называть просто «булочная», и из прилагательного таким образом получилось существительное. Таким способом образованы, например, существительные «часовой», «ванная» и так далее. 


Особые разновидности суффиксального способа — нулевая суффиксация и универбация.

Словообразовательная модель

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например, образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса 
-ло — точило, рубило.
Слово, которое обозначает лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, может быть образовано с помощью суффикса -ист: хоккеист, пианист, автомобилист.
Существительное со значением детёныша с суффиксом -онок-/-ёнок-: верблюд — верблюжонок, медведь — медвежонок, кит — китёнок, кот — котёнок.
Прилагательное со значением лёгкого оттенка цвета с суффиксом -оват-: лиловый — лиловатый, красный — красноватый.
Глаголы со значением начала действия с помощью приставки за-: кричать — закричать.
Глаголы со значением разового действия с помощью суффикса -ну-: прыгать — прыгнуть, кричать — крикнуть.
Глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: прыгать — попрыгать, кричать — покричать.

Словообразовательная цепочка

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

Словообразовательной цепью (или цепочкой) называется ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

Например, писать — писатель — писательница — писательницын; белый — белить — побелить —  побелка — побелочный; готовый — готовить — заготовить — заготовка — заготовщик — заготовительный.

Эти ряды выстроены так, что каждое последующее слово образовано от предыдущего: от глагола писать образовано существительное писатель (такие два слова называются словообразовательной парой), от имени существительного мужского рода писатель произведено имя существительное женского рода писательница (это также словообразовательная пара).

Такое единство, когда каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего, называется словообразовательной цепочкой. Словообразовательные цепи показывают ступенчатый, последовательный, не хаотичный характер русского словообразования.

Вы видите на иллюстрациях словообразовательные цепочки, выделенные в словаре среди словообразовательных гнезд. Гнездом называется совокупность всех слов, содержащих данный корень.


Словообразовательное гнездо

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательные цепочки могут ветвиться, образуя различные последовательности. Например, от метеор можно образовать и метеорит, и метеорный, и метеорический, а от метеорит — метеоритный. Единство таких словообразовательных цепочек называется словообразовательным гнездом.

Словообразовательные гнёзда отличаются по объему:
1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур — произведение бухгалтерских записей;
2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: принадлежать — принадлежность, приоритет — приоритетный;
3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.

Словообразовательный разбор слова

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.

Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
 -ть, -ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и -сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-;
 -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-;
 -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-;
 -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый;
 -а, -я, -вши, -ши, -учи, -ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи;
 -е, -ее, -ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше;
 -йш-, -айш- в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий.

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.
Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.
бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасывание
рыба →→ рыбак →→ рыбачий →→  рыбачить

Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.

План словообразовательного разбора

1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.
3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.

Образец словообразовательного разбора

Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса -ий).

Лисий ←← лис.

Различия между разбором слова по составу и словообразовательным разбором

при-бреж-н-ый при-бреж-н-ый
рас-сме-ёт-ся рассмеётся ←← смеётся


   

 СЛОВА

уч-и-тель-ств-о учительство ←← учитель
вод-ян-ист-ый водянистый ←← водяной
про-сматр-ива-ть-ся просматриваться ←← просматривать
по-осен-н-ему по-осеннему ←← осеннему
что-нибудь что-нибудь ←← что



Словоизменительные и словообразовательные аффиксы

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

По функции в языке все аффиксы делятся на формообразующие и словообразующие, а среди формообразующих выделяются словоизменительные.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Они не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Как нам уже известно, аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове: приставки (префиксы), располагающиеся перед корнем, суффиксы и окончания (флексии), располагающиеся после корня. Суффикс, располагающийся после окончания, получил особое название — постфикс. 

Приставка всегда выполняют словообразующую функцию, то есть участвует именно в производстве нового слова, уточняет смысл корня, передаёт оттенок лексического значения. Например, в глаголах приставки часто обозначают направление движения: прийти — уйти — выйти — подойти. Иногда приставка выражает и грамматическое значение (например, вид у глаголов). 

Морфемы, располагающиеся в слове после корня, подразделяются в зависимости от их функции на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и окончания (флексии, имеющие словоизменительное и реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс, как правило, выполняет словообразующую функцию, при этом может передавать как лексическое, так и грамматическое значение. Например, в слове прыгнуть  суффикс -ну- выражает грамматическое значение совершенного вида глагола, при этом передаёт также особое значение однократности действия, это одно из частных значение совершенного вида. А суффикс -еньк- в слове беленький выражает именно оттенок лексического значения («уменьшительно-ласкательное» значение, возможно, слабую степень проявления признака), а грамматических не выражает.

Именно суффикс может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция), что наблюдается, например, в следующих словах: лисий (прил.) от лиса (сущ.), синева (сущ.) от синий (прил.), подставка (сущ.) от подставить (гл.), бегом (нареч.) от бег (сущ.), вчерашний (прил.) от вчера (нареч.), десятка (сущ.) от десять (числ.) и во многих других словах.

Более того, в любом случае, когда слово было переведено из одной части речи в другую, мы должны знать — там «поработал» суффикс! И если его не видно «невооружённым глазом», значит, он нулевой.

Возьмём, к примеру, существительное бег. Это существительное называет действие (опредмеченное), следовательно, образовано от глагола бегать/бежать, так же, как пробежка — от глагола пробежаться,  только в слове пробежка суффикс материально выражен (-к-), а в слове бег он выражен нулём звука.

Но бывают и формообразующие суффиксы, например, суффикс -ее в слове быстрее выражает значение сравнительной степени, образуя данную форму имени прилагательного.

Окончания (флексии) — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов: лис-а, хитр-ая, беж-ит. Иногда возможны исключения — окончания могут располагаться в середине слова в составе сложных числительных, сложных существительных (пят-и-ст-ам, диван-а-кроват-и), после окончаний могут располагаться постфиксы (например, в словах крад-ёт-ся, к-то-то).
Некоторые суффиксы могут выполнять словоизменительную функцию, например, суффикс -л-, образующий глагольные формы прошедшего времени (глаголы по временам изменяются, следовательно, значение времени относится к словоизменительным).

Как мы могли убедиться, аффиксы часто выражают лексическое и грамматическое значения слитно, неотделимо друг от друга. К окончаниям это относится в меньшей степени (всё-таки их главная задача — выражать именно словоизменительные значения), но они участвуют в выражении таких абстрактных компонентов значений слов, как принадлежность к предметам, признакам, действиям, а также значений категории рода — эти значения являются «лексико-грамматическими», то есть связаны как с собственно грамматическими свойствами слова, так и с отражением словом фрагмента действительности, то есть лексическим значением.

Политика конфиденциальности