Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
«Согласовано» Руководитель МО ___________/_____________/
Протокол № ___ от «____»____________2015 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская» _____________ /______________/
«____»____________2015 г. |
«Утверждено» Директор АНО СОШ «Димитриевская» ________________ иер. А. Лаврухин
Приказ № ___ от «___»____2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Русская литература»
10 класс
Учитель:
Гуцалюк Ольга Николаевна
г. Москва 2015 г.
Календарно-тематическое планирование
по литературе
10 класс
(102 часа)
Программа под редакцией В.Я.Коровиной
Министерство образования РФ
Сборник нормативных документов.
Литература .Федеральный план
М. «Дрофа», 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006,.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
на 2015-2016 год (102 часа)
№ |
Название раздела |
Тема |
Кол-во часов |
Тип урока |
Основные термины, понятия |
Требования к уровню подготовки |
Дата по плану |
Дата факт. |
1-2 |
Введение |
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века |
2 |
Лекция Тестирование |
Классицизм, романтизм, реализм |
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой. |
02.09 05.09 |
|
3 |
Литература 1 половины 19 века. |
Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков |
1 |
Презентация |
Романтизм |
Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина: Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова. Инд. сообщения о поэтах (презентации).
|
06.09 |
|
4 |
|
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание |
1 |
Лекция |
Новаторство |
Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина |
09.09 |
|
5 |
|
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок |
1 |
Беседа |
Романтизм, реализм |
Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике. |
12.09 |
|
6. |
|
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина |
1 |
Практика |
Художественно-выразительные средства |
Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта Анализ лирического текста с выразительным чтением |
13.09 |
|
7 |
|
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина |
1 |
Практикум |
|
Знать стих-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.Идейно-тематический анализ текстов стих-ий |
16.09 |
|
8-9 |
|
Философская лирика Пушкина. |
2 |
Практикум |
|
Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.Идейно-тематический анализ текстов философской лирики. |
19-20.09 |
|
10 |
|
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме |
1 |
Лекция. практикум |
поэма |
Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. |
23.09 |
|
11 |
|
Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». |
1 |
Беседа |
конфликт личности и |
Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства.Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения |
26.09 |
|
12 |
|
РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина |
1 |
Работа над сочинением |
|
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.Сочинение |
30.09 |
|
13 |
|
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. (Основные темы и мотивы лирики). |
1 |
Лекция. Беседа |
Реализм романтизм |
Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова |
03.10 |
|
14 |
|
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова
|
1 |
Беседа. практикум |
|
Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. |
04.10 |
|
15 |
|
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. |
1 |
Беседа Практикум |
|
Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-ия на тему Родины, их философский смысл. |
17.10 |
|
16 |
|
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова |
1 |
Беседа .практикум |
|
Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. |
18.10 |
|
17 |
|
Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. |
1 |
Лекция |
|
Знать демонические мотивы в лирике поэта. Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы Анализ лирических стих-ий и поэмы «Демон» |
21.10 |
|
18-19 |
|
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного. |
2 |
Практикум |
|
Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности, идею произведения. Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа. Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста |
24-25.10 |
|
20 |
|
Зачет по творчеству М.Ю.Лермонтова |
1 |
Практикум |
Стихотворный размер |
Знать элементы анализа лирического стихотвореня. Уметь анализировать лирическоестихотворение Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения» Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения |
28.10 |
|
21 |
|
Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор. |
1 |
Лекция. Беседа |
|
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала |
31.10 |
|
22 |
|
РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
|
1 |
Семинар |
|
Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы. Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала |
04.11 |
|
23 |
|
Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. |
1 |
Внеклассное чтение |
|
Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.
|
07.11 |
|
24 |
|
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного) |
1 |
|
Жанр поэмы, композиции |
Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме. Образ автора. Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода. |
08.11 |
|
25-26 |
|
РР Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души») |
2 |
|
|
Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа. Изложение с элементами сочинения |
11-14.11 |
|
27 |
|
Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» |
1 |
лекция |
особенности композиции |
Знать факты биографии писателя, , социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста |
15.11 |
|
28 |
|
Обломов — «коренной народный наш тип». |
1 |
беседа |
понятия «типичный герой», «диалектика»;
|
Знать содержание романа «Обломов», Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода |
16.11 |
|
29 |
|
«Обломов» как роман о любви |
1 |
беседа |
|
Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев. Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. |
25.11 |
|
30 |
|
Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
|
1 |
Семинар |
|
Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе. Аналитический пересказ текста |
28.11 |
|
31 |
|
Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга
|
1 |
Лекция. Семинар |
|
Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. |
29.11 |
|
32 |
|
История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» |
1 |
Беседа |
|
Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. Характеристика персонажей в системе образов |
02.12 |
|
33 |
|
Мы идем по городу Калинову |
1 |
Беседа |
|
Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа |
05.12 |
|
34 |
|
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» |
1 |
Беседа |
Драма |
Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение. |
06.12 |
|
35 |
|
Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе |
1 |
Лекция |
жанр записок |
Знать о личности и судьбе писателя, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего |
09.12 |
|
36 |
|
История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. |
1 |
Беседа |
|
Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. |
12.12 |
|
37 |
|
Базаров — герой своего времени |
1 |
Беседа |
понятие духовный конфликт, текст произведения. |
Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. |
13.12 |
|
38 |
|
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
|
1 |
Беседа |
конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.
|
Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. |
16.12 |
|
39 |
|
Любовь в романе «Отцы и дети»
|
1 |
беседа |
аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. |
Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. Анализ эпизодов романа аналитический пересказ. |
19.12 |
|
40 |
|
Анализ эпизода «Смерть Базарова»
|
1 |
Практикум |
эпизод |
Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод Анализ эпизода романа. |
20.12 |
|
41 |
|
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» |
1 |
Лекция |
|
Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. Краткий конспект. Сообщение-рассуждение на основе литературной критики.
|
23.12 |
|
42-43 |
|
РР Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» |
2 |
РР |
цитаты |
Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. Сочинение |
26-27.12 |
|
44 |
|
Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева |
1 |
зачет |
|
Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика) |
30.12 |
|
45 |
|
Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)
|
1 |
лекция |
средства выразительности |
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. Анализ философских стих-ий поэта |
03.01 |
|
46 |
|
Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. |
1 |
Семинар |
|
Знать стих-ия о любви и понимать их. Уметь анализировать стих-я о любви. Анализ стих-ий о любви.
|
20.01 |
|
47 |
|
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)
|
1 |
Практикум |
|
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стих-ия. Анализ лирических стихотворений поэта. |
23.01 |
|
48 |
|
РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета |
1 |
РР |
|
Знать содержание и понимать стихотворения поэтов. Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля. Сопоставитель-ный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета |
24.01 |
|
49 |
|
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике. ) «Еду ли ночью по улице темной…»)
|
1 |
Лекция |
|
Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. Сообщение о поэте. анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове (инд.).
|
27.01 |
|
50 |
|
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)
|
1 |
практикум |
новаторство |
Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. |
30.01 |
|
51 |
|
Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «Музе», «О муза! Я у двери гроба…»)
|
1 |
Практикум |
Стихотворный размер |
Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях. Уметь анализировать стих-ия. Анализ стих-ий поэта, формулировка основных выводов |
31.01 |
|
52 |
|
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» |
1 |
Семинар |
особенности жанра |
Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей.
|
03.02 |
|
53 |
|
Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
|
1 |
Практикум |
|
Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом |
06.02 |
|
54 |
|
Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы
|
1 |
Беседа |
поэма |
Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.
|
07.02 |
|
55 |
|
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» |
1 |
Практикум |
фольклорная народная основа языка поэмы.
|
Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности.
|
10.02 |
|
56 |
|
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок
|
1 |
Лекция |
сказка |
Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. |
13.02 |
|
57 |
|
Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников |
1 |
Вн.чт |
композиции романа. |
Иметь представление о замысле, истории создания, жанре. Уметь характеризовать образы градоначальников. Характеристика образов градоначальников.
|
14.02 |
|
58 |
|
Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути
|
1 |
Лекция. Беседа |
|
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта. Сообщения о писателе |
17.02 |
|
59 |
|
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого |
1 |
Вн.чт |
патриотизм |
Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды Анализ эпизодов
|
20.02 |
|
60 |
|
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра
|
1 |
Лекция |
Роман-эпопея |
Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа План-конспект; сообщения об истории создания романа
|
21.02 |
|
61 |
|
Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова |
1 |
беседа |
монолог |
Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова
|
24.02 |
|
62 |
|
Женские образы в романе «Война и мир» |
1 |
беседа |
|
Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману.
|
06.03 |
|
63 |
|
Семья Ростовых и семья Болконских
|
1 |
беседа |
аналитический пересказ |
Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.Анализз эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов
|
07.03 |
|
64-(65) |
|
Тема народа в романе «Война и мир» в
|
2 (1) |
беседа |
|
Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». Анализ эпизодов
|
10.03 |
|
66 |
|
Кутузов и Наполеон |
1 |
Практикум |
Антитеза |
Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. Сопоставительная характеристика Величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.
Сравнительная характеристика, составление таблицы
|
13.03 |
|
67 |
|
РР Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н.Толстого. |
1 |
рр |
художественной детали в тексте |
Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста. Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали. Изложение с элементами сочинения |
14.03 |
|
68-(69) |
|
Истинное и ложное в романе «Война и мир» |
2 (1) |
семинар |
героизм |
Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражения: анализ поведения героев.
|
17.03 |
|
70 |
|
Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения
|
1 |
Семинар |
эпилог |
Знать текст «Эпилога» Уметь анализировать текст «Эпилога» как гуманистический пафос произведения. Анализ «Эпилога» |
20.03 |
|
71-(72) |
|
РР Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» |
2 (1) |
РР |
эпизод |
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе. Сочинение |
21.03
|
|
73 |
Русская литература 2 половины 19 века |
Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя |
1 |
лекция |
Полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.
|
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: Уметь выступать с сообщениями о писателе. Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. |
24.03 |
|
74 |
|
Петербург Ф.М.Достоевского |
1 |
беседа |
прием контраста.
|
Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста
|
27.03 |
|
75 |
|
История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе |
1 |
семинар |
художественные приемы создания образов. |
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. Развернутые сообщения. |
28.03 |
|
76 |
|
Теория Раскольникова и истоки его бунта
|
1 |
Беседа
практикум |
тематика, проблематика, идейное содержание и композиция
|
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова.
|
31.03 |
|
77 |
|
Двойники» Раскольникова |
1 |
семинар |
двойники |
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова |
03.04 |
|
78 |
|
Значение образа Сони Мармеладовой в романе |
1 |
практикум |
тематика, проблематика, идейное содержание и композиция
|
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. Развернутые ответы на основе работы с текстом.
|
04.04 |
|
79 |
|
Эпилог романа |
1 |
Семинар практикум |
полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика имен, |
Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы. |
10.04 |
|
80-(81) |
|
Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
|
2 (1) |
рр |
|
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа Сочинение. |
11.04 |
|
82 |
|
Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.
|
1 |
ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКУМ |
праведники |
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя. Анализ эпизодов-глав романа.
|
12.04 |
|
83 |
|
Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.)
|
1 |
ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКУМ |
РАССКАЗ |
Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия Анализ рассказов. |
14.04 |
|
84 |
|
Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
|
1 |
ПРАКТИКУМ |
принцип нисходящего развития личности |
Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей
|
28.04. |
|
85 |
|
Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда
|
1 |
семинар |
конфликт (внутренний и внешний), |
Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.
|
01.05 |
|
86 |
|
Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»
|
1 |
практикум |
|
Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии Сочинение по творчеству А.П.Чехова
|
02.05 |
|
87 |
|
Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие |
1 |
контроль |
|
Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. Тестовые задания.
|
05.05 |
|
88 |
Зарубежная литература. |
Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». |
1 |
Лекция практикум |
|
Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности Уметь анализировать сти-ия с точки зрения проблематики и художественного своеобразия. Инд. сообщение о жизни и творчестве Косты Хетагурова (комп. презентация). Анализ стихотворений.
|
08.05 |
|
89-90 |
|
Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль» «Кукольный дом» Г.Ибсена
|
2
|
практикум |
|
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопассана (комп. презентация). Анализ сцен драмы |
12-15.05
|
|
91-92 |
|
Вечные вопросы зарубежной литературы .Романтизм, реализм и символизм |
2 |
семинар |
|
|
16-19.05
|
|
93-94 |
|
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века |
1 |
контроль |
|
Викторина. Презентация проектов, творческих работ. |
23-26.05
|
|
95-102 |
|
Резервные уроки |
9 |
|
|
|
Резерва нет |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
уметь:
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
7) Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
Просвещение, 2008.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Программа среднего (полного) общего образования
по русскому языку
Базовый уровень
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 - 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авт.-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов. В том числе: в Х классе – 34часа, в 11 классе – 68 часов.
В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2011-2012 году выделено 2 часа в неделю (68 ч.), поэтому увеличилось количество часов на повторение такой темы, как «Синтаксис и пунктуация», являющейся одной из самых трудных для усвоения школьниками. Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Содержание рабочей программы
10 класс
(34 часа)
Общие сведения о языке (4 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (5 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (12 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис. (3 ч)
Синтаксис простого и сложного предложений. Обособленные члены предложения
Учебно-тематический план
10 класс
Наименование разделов |
Тема |
Количество часов |
Тип урока |
Основные термины, понятия |
Требования к уровню подготовки |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. Общие сведения о языке. |
1. Роль языка в обществе |
1 |
лекция |
языкознание |
Знать основные функции языка |
|
|
|
2. "Язык каждого народа создан самим народом" |
1 |
практикум |
лингвисты |
Знать имена выдающихся русских лингвистов |
|
|
|
3. История развития русского языка |
1 |
Лекция, практикум |
Старославянский, древне русский языки |
Знать основные признаки исконной и заимствованной лексики |
|
|
|
4. Периоды в истории развития языка |
1 |
Лекция, практикум |
|
|
|
|
2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. |
5. Фонетика.Орфоэпия. Орфография |
1 |
Лекция, практикум |
Фонема, орфограмма |
Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разборы |
|
|
|
6. Фонетика.Орфография.
|
1 |
практикум |
Фонема, орфограмма |
Уметь определять в словах орфограммы |
|
|
|
7. Орфоэпия.Орфография. |
1 |
практикум |
орфограмма |
Уметь работать с орфоэпическим словарем |
|
|
|
8. Диктант |
1 |
контроль |
|
|
|
|
3. Лексика и фразеология. |
9. Лексика |
1 |
Лекция, практикум |
Лексическое значение |
Уметь работать с толковым словарем |
|
|
|
10.Синонимы, омонимы. Их разновидности. |
1 |
Практикум. лекция |
Омонимы. синонимы. |
Уметь определять тип омонимии |
|
|
|
11. Антонимы. Антитеза. Оксюморон. Паронимы |
1 |
Лекция. практикум |
.Антонимы.Антитеза. Оксюморон. Паронимы |
Уметь работать с терминами, находить их в тексте. |
|
|
|
12. Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика. |
1 |
Лекция. практикум |
Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы |
Уметь работать с терминами, находить их в тексте. |
|
|
|
13. Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка. |
1 |
Лекция. практикум |
фразеологизм |
Уметь объяснять значение фразеологических оборотов |
|
|
|
14. Проверка знаний по разделу «Лексика. Фразеология» |
1 |
тестирование |
|
|
|
|
4. Морфемика и словообразование. |
15. Морфемика и словообразование. |
1 |
Лекция. практикум - |
морфемы |
Словообразо вательный разбор |
|
|
|
16. Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях речи. |
1 |
Лекция. практикум |
|
|
|
|
|
17. Способы образования слов |
1 |
Лекция. практикум |
|
Словообразо вательный разбор |
|
|
|
18. япрактическая работа по теме «Грамматика. Морфемика. Словообразование.» |
1 |
тестирование |
|
|
|
|
|
19. Контрольный диктант |
|
контроль |
|
|
|
|
5. Морфология и орфография. |
20. Имя существительное |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
21. Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных |
1 |
практикум |
|
|
|
|
|
22. Имя прилагательное |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
23. Н иНН в прилагательных. |
1 |
|
|
|
|
|
|
24. Имя числительное |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
25. Местоимение |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
26. Глагол |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
27. Причастие |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
28. Деепричастие |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
29. Наречие |
1 |
Лекция. практикум |
Морфологические признаки |
Морфологический разбор |
|
|
|
30. Практикум по орфографии |
1 |
тестирование |
|
|
|
|
|
31. Контрольный диктант |
1 |
контроль |
|
|
|
|
6.Синтаксис и пунктуация |
32. Синтаксис и пунктуация простого предложения |
1 |
Лекция. Практикум |
Синтаксическая конструкция |
Уметь расставлять знаки препинания в ПП |
|
|
|
33. Обособленные члены предложения |
1 |
Лекция. Практикум |
|
Уметь расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения. |
|
|
|
34. Синтаксис и пунктуация сложного предложения |
1 |
Лекция. Практикум |
Синтаксическая конструкция |
Уметь расставлять знаки препинания в сП |
|
|
Итого |
|
34 |
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
уметь
аудирование и чтение
говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учебно-методические пособия
Дополнительная литература: