|
«Утверждаю» |
|
Зам. директора по УВР |
|
Е.А. Ковалёв |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2012 - 2013 учебный год
по литературе
Класс 11
Учитель Гуцалюк О.Н.
Количество часов Всего 118 часов
В неделю 4 часа
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С.А.Зинина, В.А.Чалмаева.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Домашнее задание |
Дата провед. |
План. |
||||||||
1-2
3
4-5
6-7
8-9
10
11
12
13
14
15
16 |
Введение. Русская литература XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.
Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа.
Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.
Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в решении философской прблематики романа.
Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре»
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
Особенности драматургии А.П. Чехова
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля |
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1 |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
Полифония (многоголосие). Герой-идея.
Тема «двойничества»
Чехов и Л.Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике
Лирическая комедия. «Бессюжетное» действие. Подтекст. Символическая деталь
Сценическая интерпретация комедии
|
Запись тезисов лекции
Составление тезисного плана |
Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос
Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос
Проверка письменных ответов.
Проверка письменных ответов.
Проверка письменных ответов.
Проверка письменных ответов.
Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос
Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос
Проверка письменных ответов.
Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос
Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос
|
Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя.
Развитие устной монологической речи учащихся. Составление тезисного плана. |
Прочитать стр.5-16, составить тезисы.
Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино
Анализ учебной статьи
Работа с тексом романа. Анализ учебной статьи.
Реферат (индивидуальная работа). Анализ художественного произведения
Сообщение. Анализ статьи. Работа с текстом романа
Анализ статьи учебника. Работа с текстом романа
Анализ учебной статьи. Тезисы. Чтение произведений.
Анализ учебной статьи. Тезисы. Сообщения.
Ответы на вопросы. Чтение и анализ произведений.
Анализ учебной статьи. Чтение пьесы.
Стр. 28-30 (биография Бунина) + самостоятельно найденный материал. Выразительное чтение фрагментов книги «Окаянные дни»
|
Сентябрь
Октябрь
|
17 |
И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь.
И.А.Бунин поэт и писатель |
4 |
Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. |
Письменный ответ на вопрос 2 (с.26) Совершенствование навыков тезисной записи. |
Проверка тезисов. Фронтальный и индивидуальный опрос. |
Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. |
Прочитать рассказ «Антоновские яблоки» Анализ пейзажа в начале рассказа. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Вечер», «Седьмое небо надо мною…» |
|
18 |
Поэтика «остывших усадеб» в прозе Бунина. |
|
Совершенствование знаний, умений, навыков. Семинар. |
Письменный ответ на вопрос 4 (с.51) Анализ рассказа «Легкое дыхание» |
Проверка письменных ответов. Оценка анализа рассказа «Легкое дыхание» |
Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа. |
Прочитать с. 30-36. Написать мини-сочинение «Усадебная Русь И.Бунина» Прочитать рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник» |
|
19 |
Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» |
|
Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Работа с текстом рассказа. |
Ответы на вопросы. Оценка индивидуальных домашних заданий. Фронтальный опрос. |
Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности. |
Прочитать с.38-51 Подготовить сообщение по биографии Горького Домашнее сочинение по творчеству Бунина. |
|
20 |
М. Горький. Судьба и творчество.
Ранние произведения М.Горького. |
5 |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
Выступления учащихся с сообщениями.» Горький в Казани», «Горький и Шаляпин» |
Фронтальный опрос. Проверка хронологической таблицы жизни и творчества Горького. |
Умение составлять конспект урока. |
Прочитать с.54-58 Повторить сведения о романтизме. Читать рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» Индивид. Задания по рассказам «Челкаш», «Коновалов» |
|
21 |
Драматургия М.Горького. Драма «На дне» и система образов. |
|
Изучение нового материала. Творческое чтение. Информационно-рецептивный метод. |
Чтение по ролям драмы; составление словесных портретов героев. |
Проверка выразительности чтения |
Составление словесных портретов. |
Стр. учебника 70-75, ответы на вопросы 5,7 Инд.задание: «Жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. |
|
22 |
Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин) |
|
Комбинированный (работа с текстом, анализ эпизодов, определение позиции автора) |
Сообщения учащихся об обитателях ночлежки. Критическая оценка поступков героев. |
Выполнение теста. Фронтальный опрос. комментированное чтение текста. |
Умение критически оценивать поступки героев. Использование цитат для аргументированных ответов. |
Стр. 75-79(учебник), наизусть монолог Сатина о Человеке. |
|
23 |
Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»
Система образов в драме |
|
Обобщение и систематизация знаний. Приемы и методы истолкования художественного произведения. |
Инсценирование финала пьесы. Выразительное чтение (сценическое) |
Чтение наизусть монолога Сатина; комментированное чтение |
Умение ориентироваться в литературоведческих терминах; использование критической литературы; тезисы статей |
Тезисы статьи Горького «Несвоевременные мысли». Подготовиться к сочинению по творчеству Горького. Чтение повестей А.Куприна. «Гранатовый браслет», «Олеся» «Поединок» |
|
24 |
А.И.Куприн. Художествен- ный мир писателя.
Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет»
|
3 |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
Мини-сочинение: «О чем заставил меня задуматься рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет? Сообщения учащихся. Запись лекции учителя |
Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы. Выразительное чтение фрагментов. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. |
Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение. |
Прочитать повесть А.Куприна «Олеся». Написать рецензию на это произведение. Чтение статьи учебника на с.82-88, ответы на вопросы 1,2 |
|
25 |
Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся» |
|
Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа. |
Эссе «Что я узнал на уроках по творчеству Куприна?» Характеристика героев. |
Тесты, ответы учеников на вопросы, характеристика героев. Фронтальный опрос. |
Навык анализа прозаического произведения; комментированное чтение. |
Чтение учебника с.88-92 Ответы на вопросы 3,4 Подготовиться к сочинению по творчеству И.Бунина, А.Куприна. |
|
26 |
Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот» |
2 |
Изучение нового материала. Иллюстративно-объяснительный, поисковый метод. Сообщение учителя, работа с учебником, беседа. |
Составление тезисов. |
Работа над тезисами. Фронтальный опрос, развитие речи. |
Навык работы с текстом, комментированное чтение. |
Прочитать повесть «Иуда Искариот»; ответить на вопросы 4,5 Индивидуальное задание: «В чем своеобразие андреевского стиля?» |
|
27 |
Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими». |
|
Урок-исследование. Научно-поисковый метод. |
Анализ эпизодов повести. Ответы на вопросы. |
Мини-сочинение «Мой Иуда Искариот» |
Совершенствование исследовательских навыков, развитие устной и письменной речи. |
Прочитать рассказы «Вор» «Первый гонорар» «Баргамот и Гараська» «Ангелочек» |
|
28 |
Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева |
1 |
Контрольный (учет оценки ЗУН). Творческая самостоятельная работа |
Написание сочинения; выражение личного отношения к прочитанному |
|
Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление |
Индивидуальное задание: «Серебряный век в литературе, живописи, музыке» |
|
29 |
Серебряный век русской поэзии |
1 |
Изучение нового материала |
Сообщения учащихся; составление тезисов лекции |
Ответы учеников, чтение и анализ стихов, индивидуальные задания, записи в тетради. Составление схемы. |
Усвоение новых понятий – декадентство, символизм, акмеизм, футуризм; конспектирование; Навык выразительного чтения, дискуссии.
|
Инд сообщение: «Основные направления в русской поэзии начала XX века» Наизусть стихотворение (по выбору) + анализ |
ноябрь |
30-31 |
Символизм и поэты-символисты. В.Брюсов К.Бальмонт
|
2 |
Изучение нового материала. Лекция учителя. Сообщение учащихся. |
Эссе, сообщения учащихся, составление тезисов выступления |
Опрос по домашнему заданию. Контроль составления опорных схем. |
Сформировать знания о новом течении; работа с критической литературой; совершенствовать навыки составления схем, выразительного чтения. Навык анализа лирического произведения |
Доклады по биографии и творчеству В.Брюсова, К.Бальмонта; чтение и анализ стихов; индивидуальные задания. Учебник: с.124-136;139-147, вопросы 1,4,5 |
|
32 |
И.Ф.Анненский. Поэзия И.Ф.Анненско- го. |
1 |
Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение. |
Сообщения учащихся, анализ лирических произведений |
Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся. |
Навык анализа лирических произведений. Умение выразительно читать стихотворения. |
Чтение статьи стр.162-170 Ответы на вопросы 1,3,4 Наизусть одно стихотворение. Подготовиться к зачету. |
|
33 |
Групповой зачет по поэзии Серебряного века. |
1 |
Урок учета ЗУН. |
Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем. |
Письменный опрос (тест) Защита творческих работ (по группам) |
Знать символизм и его признаки; Индивидуализм Серебряного века; умение оперировать знаниями по темам; навыки анализа текста; создание своего текста. |
Индивидуальные задания по творчеству А. Блока |
|
34 |
А.А.Блок. Жизненные и творческие искания. |
5 |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный метод. |
Сообщения учащихся. Составление конспекта урока. |
Составить хронологическую таблицу жизни и творчества А.Блока. Фронтальный опрос. Запись лекции. |
Знать творческий путь А.Блока. Уметь составлять конспект урока. |
Подготовить рассказ о поэте. Выучить стихотворение «На железной дороге» |
|
35 |
Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. |
|
Совершенствование знаний и умений. |
Сопоставитель- ный анализ стихотворений Блока и Некрасова. |
Перечитать стихотворение «Тройка» и поэму «Железная дорога» Некрасова и сопоставить со стихотворением Блока «На железной дороге». |
Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений |
Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка» Устный анализ стихотворения. |
|
36 |
Россия и ее судьба в поэзии Блока. |
|
Комбинированный. Объяснительно-иллюстративный метод. |
Сообщение на тему «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве Блока. Анализ стихотворения. |
Составить вопросы по данному сообщению. Устный анализ стихотворения «Россия». Ответы на вопросы. |
Навыки анализа стихотворений. |
Выучить стихотворение, посвященное теме России. Сообщение «Эволюция темы Родины в лирике А.Блока» Прочитать поэму «Соловьиный сад» |
|
37 |
Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать» |
|
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
Сообщения учащихся. Анализ поэмы «Соловьиный сад» Анализ сюжета и образной системы поэмы «Двенадцать» |
Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы. |
Умение анализировать сюжет стихотворного произведения; навыки выразительного чтения. |
Прочитать в учебнике главу о поэме. Перечитать поэму, обратить внимание на композицию. |
|
38 |
Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала. |
|
Совершенствование знаний и умений учащихся.рассказ учителя с элементами беседы. |
Задание по группам: раскрыть символичность образов в поэме, дать толкование их смысла. |
Опрос учащихся. Дискуссионное обсуждение финала поэмы с привлечением различных его трактовок. |
Навыки письменного отзыва о произведении. |
Чтение учебника. Подготовка к сочинению по творчеству Блока. |
|
39 |
Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. |
1 |
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. |
Сообщения по темам: «Кризис символизма», «Акмеизм. Смысл его манифестов» «Что такое футуризм?» «Новокрестьянс кие поэты». Составление конспекта урока. |
Тестирование. Ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм. |
Сформировать знания о новых течениях; Умение работать с критической литературой; составление схем, выразительное чтение. |
Чтение учебника Сочинение-рассуждение «Футуризм – это только новое мышление или только форма?» Индивидуальное задание к теме «Н.Гумилев. Поэзия и судьба». |
|
40 |
Н.С.Гумилев. Поэзия и судьба. |
1 |
Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. |
Сообщения учащихся. Составление конспекта урока. |
Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Гумилева. |
Умение составлять конспект урока. |
Чтение учебника. Выучить наизусть стихотворения «Жираф», «Кенгуру» |
|
41 |
А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика. |
3 |
Изучение нового материала. Урок-лекция. |
Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. |
Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Запись плана лекции. |
Совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста. |
Подготовить выразительное чтение стихов о Родине. Подготовить сообщение «Тема любви и страдания в лирике А.Ахматовой» Составить конспект статьи учебника. |
|
42 |
Тема Родины в творчестве Ахматовой. |
|
Совершенствование ЗУН. Урок-беседа. Комментированное чтение. |
Сообщения учащихся. Доклад, подбор цитат. |
Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. |
Развитие умений и навыков связной речи, развитие логического мышления, умение цитировать. |
Прочитать поэму «Реквием» Выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. |
декабрь |
43 |
А.Ахматова. Поэма «Реквием» |
|
Урок обобщения и систематиза- ции знаний, умений и навыков |
Цитирование. Работа с учебником. |
|
Развивать умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствовать навыки целостного анализа текста. |
Биография М.Цветаевой. Групповые задания. Учебник, с. 244-251. Написать сочинение по творчеству А.Ахматовой. |
|
44 |
М.Цветаева. Очерк жизни и творчества. |
2 |
Урок изучения нового материала. Смешанный, с использованием сообщений учащихся. |
Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой; составление тезисов стать учебника. |
Проверка и оценка сообщений учащихся. |
Развитие умений и навыков связной речи |
Учебник, с. 254-264, составить конспект статьи Подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине!...» |
|
45 |
Тема России в поэзии Цветаевой. |
|
Урок совершенствования и углубления знаний. |
Составление плана статьи учебника. |
Оценка умений анализа текста. |
Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста. |
Анализ стихотворения М.Цветаевой (выбор учащихся) Индивидуальные задания по творчеству Н.Тэффи и С.Черного. |
|
46 |
А.Аверченко. «Сатирикон». «Дюжина ножей в спину революции» |
1 |
Изучение нового материала. |
Запись тезисов статьи учебника «Биография Аверченко». Выступление с сообщениями. Анализ отдельных эпизодов текста. |
Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения. |
Формирование навыков анализа юмористического текста |
Прочитать «Разгром» Фадеева. Составить тезисный план по учебнику, с.283-285, сообщения о Пришвине и Волошине. |
|
47 |
Литературные направления и группировки в 20-е годы XX века. |
1 |
Изучение нового материала. Лекция с использованием материалов учебника. |
Запись тезисов статей учебника (по вариантам) |
Оценка ответов на вопросы. |
Совершенствование навыков тезисной записи нового материала учебника. Развитие умения краткого изложения статьи учебника. |
Прочитать «Окаянные дни» И.Бунина и «Несвоевременные мысли» М. Горького, сравнить. |
|
48 |
Публицистика. Анализ статей «Окаянные дни» Бунина и «Несвоевременные мысли» М. Горького. |
1 |
Урок совершенствования ЗУН. Исследовательский метод |
Работа с первоисточником, составление вопросов, нахождение тезисов статей, составление таблицы. |
Тестирование, индивидуальный и групповой опросы. |
Умение писать конспект статьи, развитие устной речи, умения слушать. |
Перечитать роман А.Фадеева «Разгром». Индивидуальное задание: Написать реферат о жизни и творчестве А.Фадеева. |
|
49-50 |
Изображение Гражданской войны в романе И.Бабеля «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге. |
2 |
Изучение нового материала. Метод литературного поиска. |
Работа с учебником. Поисковая работа с художественным текстом. |
Тестирование. Эвристическая беседа. |
Умение находить в художественном произведении изобразительные средства, определять стиль писателя. |
Анализ любой новеллы. |
|
51 |
Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы» |
2 |
Изучение нового материала. |
Работа над портретной характеристикой Д-503. Определение особенностей внешности И-330 и других героев. |
Проверочная работа на знание содержания произведения (тесты) |
Формирование навыков анализа антиутопии. Углубление знаний о многообразии литературных жанров. |
Задание по роману «Мы» (по группам) 1 – Как устроено счастливое общество будущего? О чем предупреждает писатель своим романом? 2 – Выделить эпизоды: «Формула счастья»; «Лекция о «музыке других», «Три изображения Благодетеля» 3 – сопоставить с «Историей одного города» |
|
52 |
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы») |
|
Урок совершенствования ЗУН. Метод изучения художественного произведения. |
Анализ прозаического текста. Запись выводов в таблицу. |
Викторина. Урок-практикум (групповые и коллективные задания). |
Умение объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять характеристику героя. |
Индивидуальные задания по биографии и творчеству В. Маяковского. |
|
53 |
В.В.Маяковс-кий. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. |
4 |
Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы. Доклад ученика. Творческое чтение. |
Сообщение о кубофутуризме. Развернутые ответы на вопросы. |
Хронологическая таблица. Выступление учащихся с сообщениями. |
Развитие познавательных процессов. |
Составить план-схему биографии Маяковского Тезисы статьи В.Маяковского «Как делать стихи» Чтение стихотворений «Нате!», «А вы могли бы?» |
|
54 |
Тема поэта и революции в творчестве В.Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции» |
|
Изучение нового материала. Объяснительно-иллюстративный метод с элементами поискового. |
Составление аннотации к прочитанному. Сообщения учащихся. |
Мини-сочинение. Эвристическая беседа. |
Умение проводить анализ лирического текста. |
Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся» (по вариантам) |
|
|
55. |
Сатира В.Маяковского. Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся». Обзорная характеристика пьес «Клоп», «Баня» |
|
Комбинирован-ный. |
Работа с текстом стихотворений. |
Самоконтроль. Работа в группах. |
Умение находить приемы комического изображения в пьесах и стихах поэта. Совершенствование навыков анализа и выделение ключевых проблем. |
Письменный анализ стихотворения по группам. 1 – «Письмо Татьяне Яковлевой» 2 – «Письмо товарищу Кострову…» 3 – «Про это» (прочитать поэму) |
|
|
56 |
Любовь и быт в поэзии В.Маяковского. |
|
Совершенствование ЗУН. |
Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом. |
Фронтальный и индивидуальный опросы. |
Совершенствование умений и навыков анализа, построения устного монолога. |
Составить тесты по творчеству В.Маяковского. Подготовиться к сочинению.
|
|
|
57. |
РР. Подготовка к сочинению по творчеству В.Маяковского. |
1 |
Совершенствование ЗУН. |
Составление плана, подбор цитат. |
|
Умение составлять план к сочинению, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. |
Подготовить сообщение о жизни и творчестве С.Есенина. (инд. задание) Написать сочинение. |
|
|
58 |
С. Есенин: поэзия и судьба. («Поющее сердце России…») |
5 |
Изучение нового материала. Урок -литературная композиция. |
Рассказ о поэте. |
Контроль осущ. на последующих уроках (устный и письменный) |
Знание биографии поэта; умения и навыки сценической деятельности; навыки слухового восприятия прозы и лирики. |
Биография С.Есенина. Выразительное чтение стихотворений и устный анализ («Выткался на озере алый цвет зари…», «Гой ты, Русь моя родная…» |
январь |
|
59. |
Образ Руси и природа родного края в лирике Есенина. |
|
Комбинирован-ный урок |
Литературоведческий анализ поэтического текста. Групповая самостоятельная работа «Примеры цветового изображения природы» |
Фронтальный опрос, письменный анализ стихотворения. |
Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия поэтического текста. Развитие познавательных процессов. Развитие речи учащихся. |
Выучить наизусть стихотворение о природе, о Родине (по выбору учащихся) С.362 – вопросы для анализа стихотворения |
|
|
60 |
Тема революции в поэзии С.Есенина. |
|
Комбинированный урок. |
Анализ лирического текста |
Устный и письменный |
Знание материала урока Умение проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы |
Написать мини-сочинение «Революция 1917 года в творчестве С.Есенина» Прочитать поэму «Анна Снегина» |
|
|
61 |
Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина» |
|
Изучение нового материала. Урок-беседа. |
Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос. |
Самостоятельная творческая работа. Фронтальный опрос. |
Знание содержания поэмы, умение анализировать ее с нравственно-философской стороны, умение обобщать, делать выводы. |
Подготовка к сочинению. |
|
|
62 |
РР. Сочинение по творчеству С.А.Есенина. |
|
Урок развития речи. |
Написание сочинения |
|
Глубокий анализ поэтического текста. Умение избегать «общих» мест. |
Закончить сочинение. |
|
|
63 |
Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов. |
1 |
Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщение учащихся. |
Сообщения учащихся. Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов. |
Основные положения лекции. Групповая форма работы. |
Умение делать выводы по уроку, давать оценку лирическим произведениям. |
Материал учебника. С.5-11, вопросы 1-4 (с.34) Перечитать из романа Толстого следующие сцены: «Народ у Кремля» (кн.1,гл.1,сц.16); «Казнь Кульмана» (кн.1, гл.5, сц.9); «Кабак на Варварке» (кн.2, гл.1, сц.2). Как представлен народ в этих сценах? Выбрать из романа главы, посвященные деятельности царя-реформатора |
|
|
64. |
А.Н.Толстой. Историческая проза. Личность царя-реформатора в романе «Петр I» |
2 |
Урок изучения нового материала. |
Анализ эпизода (задание по группам) |
План характеристики героя. |
Характеристика героя произведения, умение обосновать свою точку зрения. |
Люди из народа: Меньшиков, Лефорт, Бровкин. |
|
|
65. |
Противники и соратники Петра. Народ и власть в романе. |
|
Комбинированный. |
Запись выводов. Самостоятельный анализ отдельных эпизодов. |
|
Умение анализировать эпизод. |
Голиков. Жемов. Вопрос 9, стр.48 Подготовить сообщения по биографии Шолохова.
|
|
|
66-71 |
М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь. |
6 |
Изучение нового материала. Сообщение учителя. Доклад ученика. Анализ рассказов. |
Сообщения учащихся. Выявление позиции через анализ рассказа. |
Составление хронологической таблицы. Составление плана лекции |
Умение выявлять авторскую позицию через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов. |
С. 49-59. Прочитать 1-2 части «Тихого Дона» Письменный анализ рассказа «Лазоревая степь» Индивидуальное задание: сообщение «Значение пейзажа в романе М.Шолохова «Тихий Дон» |
февраль |
|
|
Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» |
|
Урок совершенствования ЗУН. |
Работа по карточкам. Доклад-сообщение об истории казачества. |
Проверка знания текста (викторина) |
Умение давать сопоставительную характеристику. |
Прочитать главы 5,7,8,10,12 третьей части; гл.3,4 четвертой части «Тихого Дона»; ответить на вопросы. |
|
|
|
События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон» |
|
Урок совершенствования ЗУН. Беседа-анализ эпизодов. |
Работа с текстом. Развернутые ответы на вопросы. Самостоятельные выводы. |
Фронтальный опрос-беседа. Характеристика героя. |
Умение делать самостоятельные выводы. |
Прочитать главы 11,12,13,28 пятой части. Ответить на вопросы. Письменный анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарском (гл.24, ч.6)). Подобрать эпизоды на тему «Гражданская война как трагедия народов» |
|
|
|
Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. |
|
Урок совершенствования ЗУН. |
Анализ эпизодов. |
Пересказ эпизода. Ответы на вопросы по карточкам. |
Умение давать оценку произведения в контексте художественной культуры и традиции. |
Прочитать гл.63 шестой части; гл.29 седьмой части. В чем «преступление и наказание» Григория Мелехова? Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова» |
|
|
|
Григорий Мелехов и его путь исканий |
|
Урок совершенствования ЗУН |
Графическое изображение поворотов судьбы Григория Мелехова. |
Характеристика героя. Финал романа, его смысл. |
Умение грамотно строить монологическое высказывание |
Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?» Подготовиться к сочинению. |
|
|
|
РР. Сочинение по творчеству М.Шолохова. |
|
Урок обобщения и контроля. |
Написание сочинения. |
|
Понимание темы сочинения; Умение выстраивать композицию, делать выводы, обобщения. |
Дописать сочинение. Чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 1 главы романа. |
|
|
72-77 |
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. |
6 |
Изучение нового материала. |
Сообщения учащихся. |
Устные ответы на вопросы. Запись лекции. |
Умение делать выводы, проводить аналогии. |
С.91-95 (учебник) Таблица «Этапы биографии М.Булгакова и их отражение в его творчестве». |
|
|
|
Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт». |
|
Изучение нового материала. |
Анализ глав, пересказ |
Сочинение-миниатюра «Иешуа – Мастер – Булгаков. Какой смысл этих взаимных отражений?» |
Умение анализировать своеобразие композиции, жанра произведения. |
Гл.2,16,25,26,31,32, эпилог. Сопоставить «ершалаимские» главы с библейским первоисточником. Найти расхождения. Пилат и Иешуа. |
|
|
|
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа. |
|
Комбинирован-ный урок. |
Сообщения учащихся. Анализ эпизода. |
Игра «Угадай героя по фразе из романа». Письменно сформулировать выводы. |
Умение делать сравнительный анализ, находить интертекстуальные связи. |
Статья учебника «Карнавальный смех сатаны» Составить тезисы. Индивидуальные задания: характеристика сатирических персонажей (Степа Лиходеев, Варенуха, Моков, Аннушка, Алоизий Могарыч и др.) |
|
|
|
Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита» |
|
Комбинирован-ный урок |
Анализ эпизодов Характеристика героев Сообщения учащихся |
Разноуровневые задания (отвечают письменно) |
Навыки монологического высказывания. Умение делать самостоятельные выводы. |
Индивидуально: подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты. Выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе. |
|
|
|
Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» |
|
Комбинирован-ный урок |
Сообщения учащихся Анализ эпизодов |
Анализ эпизодов Характеристика героев. |
Совершенствование навыков пересказа |
Составить сложный план к одной из тем сочинений (с.119 учебника) |
|
|
|
РР. Сочинение по творчеству М.Булгакова. |
|
Контроль ЗУН. Творческая самостоятельная работа. |
Сбор материала. Подбор цитат. |
Написание сочинения. |
Умение раскрыть тему использование цитат и их оформление. Выражение личностного отношения к проблеме, поднятой в сочинении.
|
С. 120-123. Составить тезисы. Индивидуально: подготовить доклады, связанные с разными периодами жизни Пастернака. |
|
|
78-82 |
Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь. |
5 |
Урок изучения нового материала. |
Рассказ учащихся, сопровождающийся чтением стихотворений . |
Хронологическая таблица. Опрос творческих групп учащихся, работа над вопросами. |
Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества писателя. |
Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Снег идет», «Плачущий сад» |
март |
|
|
Лирика Б. Пастернака. |
|
Совершенствование ЗУН, |
Письменный анализ стихотворения (по выбору) |
Вопросы учителя. |
Умение выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализ стихотворения. |
Выучить наизусть стихотворение по выбору. Читать стихотворения из цикла «Сестра моя – жизнь», «Когда разгуляется» и др. |
|
|
|
Роман «Доктор Живаго».
Духовные искания героев. |
|
Изучение нового материала. |
Сообщения учащихся (образ Ю.Живаго в системе образов романа) |
Тесты на знание текста |
Формирование умений анализировать и обобщать по теме; Углубить навыки анализа произведения. |
Обзорный анализ романа с частичным чтением произведения и «Стихотворений Ю.Живаго» |
|
|
|
Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность |
|
Совершенствование ЗУН. |
Работа над вопросами с.137-138. Сообщения учащихся. |
Опрос по творческим группам. |
Формирование умений анализировать и обобщать по теме; углубить навыки анализа произведения. |
Подготовиться к письменной работе по творчеству Б.Л.Пастернака. (Работу выполнить дома) |
|
|
83 |
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа «Июльская гроза» |
2 |
Изучение нового материала. |
Анализ эпизода . Рассказ о писателе. |
Хронологическая таблица. Самостоятельный анализ текста. |
Умение составлять хронологическую таблицу, цитатный план к художественному произведению. |
Анализ рассказов «Фро», «Возвращение» Читать повесть «Котлован» |
|
|
84. |
Проблема поиска истины в повести «Котлован» |
|
Урок совершенствования ЗУН. |
Письменный ответ на вопрос: «Поиски смысла общего и личного существования. Возможно ли это?» |
Ответы на вопросы учителя. Выборочная проверка ответа на проблемный вопрос. |
Умение работать с художественным текстом, выделять проблемные вопросы. |
Составить тесты по творчеству А. Платонова.
|
|
|
85. |
Лирика периода Великой Отечественной войны. |
1 |
Изучение нового материала. |
Монологические выступления. |
Текущая проверка.
|
Умение выявлять художественные средства, характерные для лирики военных лет. |
Определить основные мотивы М.Светлова «Итальянец» Анализ стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» или «Жди меня» Симонова. |
|
|
86. |
Проза и публицистика военных лет. |
3 |
Урок усвоения материала, формирования знаний |
Письменный ответ на вопрос. |
Самостоятельные выводы по урокам. |
Умение отбирать материал, анализировать эпизод, сопоставлять произведения разных авторов. |
С.171-176, 186-190 Индивидуальные задания (биография А.Твардовского, по поэме «Василий Теркин» Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о войне. |
|
|
87. |
А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. |
|
Изучение нового материала. |
Обсуждение прочитанного, анализ эпизодов |
План лекции. |
Умение ставить вопросы, анализировать эпизод. |
С.193-196 Выучить наизусть стихотворение А.Твардовского о войне, о памяти. |
|
|
88. |
Основные мотивы лирики А.Твардовского |
|
Отработка практических умений и навыков. |
Анализ стихотворений. |
Составить перечень основных мотивов лирики Твардовского, подтвердить строчками из стихотворений. |
Умение анализировать произведение |
С. 196-204. Письменные ответы на вопросы. |
|
|
89. |
Поэма «По праву памяти» и ее нравственно-философский смысл. |
|
Урок формирования ЗУН. |
Ответы на вопросы, работа с учебником. |
Проверка домашнего задания; обоснование своей точки зрения. |
Умение сопоставлять тексты; знание биографии поэта в единстве с исторической обстановкой. |
Написание сочинения по творчеству А.Твардовского. |
|
|
90. |
Литературный процесс 50-80-х годов. |
1 |
Изучение нового материала. |
Самостоятельная работа с учебником; ответы на вопросы; обоснование своей точки зрения. |
Коллективная проверка домашнего задания. |
Знание литературных особенностей эпох «оттепели» и «застоя»; умение проводить параллели и обобщать. |
Подготовиться к семинару на тему «Проблематика «военной прозы» (групповое задание) |
|
|
91. |
Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенный монотеатр. |
1 |
Изучение нового материала. Литературный салон. |
Выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений, исполнение песен. |
Работа в творческих группах. |
Умение выступать перед аудиторией, знание творчества поэтов-бардов. |
Письменный анализ одного из стихотворений по теме урока. |
|
|
92. |
«Деревенская проза» 50-80-х годов. |
1 |
Урок-презентация. |
Самостоятельный анализ эпизода. |
Опрос по творческим группам. |
Умение самостоятельно анализировать произведение, фрагменты произведения. |
Творчество В.Распутина: «Прощание с Матерой», «Пожар» (прочитать) |
|
|
93-94. |
Творчество В.Распутина. Повести «Прощание с Матерой», «Пожар», |
2 |
Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН |
Ответы на вопросы. Работа по карточкам. |
Опрос. Составление и обсуждение тезисного плана. |
Знание особенностей «деревенской прозы». |
Индивидуальные и групповые задания к конференции. |
|
|
95. |
Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов. |
1 |
Урок-конференция. |
Выступление с докладом, рефератом. |
Проверка и оценка докладов и рефератов. |
Умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений. |
Творчество В.Астафьева (сообщение) Художественный рассказ «Царь-рыба» |
апрель |
|
96-97. |
Художественный мир В.Астафьева. |
2 |
Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН. |
Ответы на вопросы, анализ эпизода, составление тезисов. |
Фронтальный опрос. |
Умение анализировать эпизод. |
Прочитать «Старший сын» А.Вампилова «Обмен» Ю. Трофимова. |
|
|
98-99. |
Ю.Трифонов «Обмен» А.Вампилов «Старший сын». Нравственно-философская проблематика. |
2 |
Урок изучения нового материала. |
Сопоставительный анализ литературного произведения с театром и кино. |
Основные положения лекции. Ответы на вопросы по теме. |
Умение выделять нравственно-философскую проблематику произведения. |
Материал учебника. Содержание лекции. |
|
|
100-101. |
Н.А. Заболоцкий. Лирика. |
2 |
Изучение нового материала. |
Анализ стихотворений, ответы на вопросы по теме. |
Проверка выполненных работ. |
Умение анализировать стихотворение, давать оценку лирическому произведению. |
Материал учебника. Выучить стихотворение наизусть. Проанализировать стихотворение «Некрасивая девочка» |
|
|
|
Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться!» |
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Анализ стихотворений. Выводы. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы по теме. |
Умение анализировать стихотворение, давать оценку лирическому произведению. |
Материал учебника. Письменный анализ стихотворения. |
|
|
102-104 |
В.М.Шукшин. Жизнь и творчество.
Тип героя-чудика в рассказах Шукшина. («Чудик», «Миль пардон, мадам» ) |
3 |
Изучение нового материала. |
Ответы на вопросы по теме. |
План характеристика героя. Основные положения лекции. |
Умение анализировать, выражать свои мысли литературным языком. |
Материал учебника. Индивидуальные задания. |
|
|
|
Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни. Рассказы «Срезал» и «Выбираю деревню на жительство» |
|
Совершенствование и углубление знаний, умений и навыков. |
Ответы на вопросы по теме. Анализ рассказов, характеристика героя. |
План. Характеристика. Основные положения лекции. Опрос. |
Умение дать характеристику героя, анализировать события. |
Материал учебника. Подготовиться к классному сочинению. Прочитать повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» |
|
|
105 |
А.И.Солженицын. Жизнь и судьба. Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» |
2 |
Усвоение новых знаний |
Работа со справочной литературой; доклады; выступления. Конспектирование |
Опрос по карточкам. |
Знать творческий путь писателя; уметь строить связное высказывание. |
Написать письмо Ивану Денисовичу (инд.задание) Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя. |
|
|
106-107 |
А.И.Солженицын Обзор романов. |
2 |
Усвоение новых знаний. Лекция учителя. |
Составление плана лекции. |
Выступление учащихся. |
Умение составлять план лекции; обучение работе с критической литературой. |
Прочитать рассказ «Матренин двор», Ответить на вопросы учебника. |
|
|
108-109 |
Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества. |
2 |
Урок совершенствования ЗУН. |
Анализ рассказа с отработкой понятия «тип героя-праведника» |
Вопросы учителя. |
Умение анализировать текст. |
Подготовиться к сочинению по творчеству Солженицына и Шукшина. |
|
|
110 |
РР. Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына и В.М.Шукшина. |
1 |
Письменная работа. |
Анализ текста. |
Письменная работа на заданную тему. |
Умение анализировать текст. |
Повести Е.Носова – война без войны. |
|
|
111 |
Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина. |
1 |
Ознакомление с новым материалом. |
Работа с текстом произведений . |
Проверка знания текстов. |
Умение давать монологические ответы. |
Читать произведения В.Распутина, В.Астафьева, В. Маканина, Л.Петрушевской. Учебник с.326-327 |
|
|
112-113 |
Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса. Реалистическая проза. |
2 |
Изучение нового материала |
Работа над конспектом лекции. |
Вопросы учителя и ответы учащихся. |
Умение отбирать самое важное для конспекта. |
Подготовить сообщение по группам 1 – произведения Распутина; 2 – произведения В.Астафьева 3 – произведения В.Маканина 4 – произведения Л.Петрушевской. |
май |
|
114 |
Своеобразие современной реалистической прозы. |
1 |
Ознакомление с новым материалом. |
Конспект лекции. |
Индивидуальная работа. |
Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать |
Составить план статьи «Реалистическая проза» с. 328-340, подготовиться к беседе. Прочитать «Москва-Петушки» В.Ерофеева и рассказ В.Пелевина «Жизнь насекомых» |
|
|
115 |
Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. |
1 |
Урок-презентация |
Работа над анализом текста |
Индивидуальная работа. |
Навыки множественности прочтений произведений, относительности любого утверждения. Выразительность фэнтези, римейка, неореализма. |
Письменный ответ на вопрос. Выучить новые термины, подготовиться к беседе по произведениям Т.Толстой, Игоря Губермана. |
|
|
116-117 |
Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. Проза Татьяны Толстой. |
2 |
Ознакомление с новым материалом. |
Работа над анализом текста. |
Проверка письменных ответов на вопрос. |
Умение определять и выделять основные черты эссе. |
Подготовиться к заключительному уроку ( «Исповедь читателя») |
|
|
118 |
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. |
1 |
Сообщение и систематизация знаний. |
Выступление учащихся с «исповедью читателя» |
|
Умение представлять любимую книгу, сопоставлять, сравнивать. |
Подготовка к экзамену. |
|
|