|
«Утверждаю» |
|
Зам. директора по УВР |
|
Е.А.Ковалёв |
Учебный год: 2012-2013 гг.
Предмет: Литература
Учитель: Гуцалюк Ольга Николаевна
Класс: 7
Программа: «Литература. 5 – 11 классы»; под редакцией В. Я. Коровиной; М., 2008
Учебник: «Литература. 7 класс»; В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,
В. И. Коровин; М., 2006
Количество часов по предмету: 2
|
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
За год |
Контрольные работы |
1 |
1 |
1 |
3 |
Творческие работы |
2 |
2 |
2 |
6 |
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание |
Кол-во часов |
Введение. |
1 |
Устное народное творчество. |
4 |
Из древнерусской литературы. |
3 |
Из русской литературы XVIII века |
2 |
Из русской литературы XIX века. |
29 |
Из русской литературы XX века. |
15 |
Зарубежная литература. |
6 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. «Москвичи»).
Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...».
Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.
К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.
А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.
Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».
О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Аминадо. Четыре времени года.
Н. С. Гумилев. Леопард.
М. А. Осоргин. Земля.
М. И. Цветаева. Стихи о Москве.
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
Из зарубежной литературы
Японские трехстишия (хокку, или хайку).
Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.
Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.
Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
уметь:
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс.
№ урока |
Дата |
Тема |
Теория литературы |
Наглядность |
Словарная работа |
Домашнее задание |
|
||||||
1 |
1 триместр сентябрь |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
Жанр |
|
Литературоведение, специфика, сущность |
Задание № 2 письменно |
Устное народное творчество |
||||||
2 |
|
Предания как поэтическая автобиография народа. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» |
Предание
Былина, гипербола |
Иллюстрации к былинам Библии на и Васнецова карта Киевской Руси, фонохрестоматия |
Сказка, миф, содержание, идея |
Пересказ предания «Петр и плотник». Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
3 |
|
Р.р. Сочинение «Мой любимый былинный герой» |
Живая картина |
|
Гусли, дружина, сыть, косица, оратай |
Сочинение |
4 |
|
Пословицы и поговорки. |
Пословица, поговорка |
Различные издания сборников пословиц и поговорок |
|
Найти 5 пословиц, посвященных временам года |
5 |
|
Вн.чт. Былина «Садко». «Калквала» - карело-финский мифологический эпос |
Эпос |
|
|
|
Древнерусская литература |
||||||
6 |
|
Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) |
Летопись |
Фонохрестоматия |
Поучение, послание, хождение, житие |
Написать поучение, читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
7 |
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
|
Фонохрестоматия |
|
Пересказ, задание № 2 в учебнике |
8 |
|
Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература» |
|
|
|
|
Произведения русских писателей 18 века |
||||||
9 |
октябрь |
М.В. Ломоносов. Личность, судьба. Оды. |
Ода |
Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова, фонохрестоматия |
Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр, |
Выразит. чит. оду, составить развернутый план статьи учебника |
10 |
|
Г.Р. Державин - поэт и гражданин. |
Стихи, рифма |
Портрет Державина, фонохрестоматия |
Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх |
Наиз. стихотворение, пересказ статьи о Державине |
Произведения русских писателей 19 века |
||||||
11 |
|
А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» |
Жанр, летопись, поэма, баллада |
Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия |
Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща |
Выучить наизусть балладу «Песнь о вещем Олеге» |
12 |
|
А.С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой») |
Поэма |
Альбом с портретами Пушкина и его семьи. (Альбом А.С. Пушкин, М. 1999) |
|
Наизусть отрывок |
13 |
|
Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…» |
Поэма, повесть |
Презентация с изображениями Петербурга, памятника Петру Первому, иллюстрации к поэма |
|
Наизусть отрывок |
14 |
|
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) |
Драма, драматургия, трагедия |
Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова |
|
Выр.чт. отрывка, сочинение-миниатюра \ «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию |
15 |
ноябрь |
«Станционный смотритель» |
Повесть, сборник, вымышленный автор |
Иллюстрации к «Повестям Белкина», фонохрестоматия |
Притча, лубок, лубочная картинка |
Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель» |
16 |
|
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. |
Научная биография, художественная биография |
Презентация «Тарханы», тест |
|
Составить план статьи Андронникова |
|
||||||
17 |
|
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
Фольклоризм литературы, жанр поэмы |
Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия |
|
Выр.чт. одной из глав поэмы, наизусть отрывок: восход зари |
18 |
|
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» |
Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения |
Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия |
Сага |
Выучить наизусть стихотворение по выбору |
19 |
|
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. |
Художественная деталь |
Портрет писателя. |
Художественная деталь |
Читать повесть «Тарас Бульба» |
20 |
|
«Тарас Бульба» |
Повесть, историческое, эпическое |
Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» |
|
Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе |
21 |
2 триместр декабрь |
Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. |
|
Фонохрестоматия |
Массовое сознание, индивидуальное сознание |
Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь. |
22 |
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба» |
|
|
|
Написать сочинение |
23 |
|
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг» |
Рассказ, очерк |
Портреты Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, художественный фильм о Тургеневе |
|
Читать «Бежин луг» |
24 |
|
«Бежин луг» |
Очерк |
Репродукции Маковского «Ночное», Лебедева «Бежин луг» |
Быличка |
Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя. Читать рассказ «Бирюк» |
25 |
|
Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» |
Стихотворение в прозе |
Фонохрестоматия |
|
Наизусть стихотворение «Русский языка» |
26 |
|
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе |
Поэма |
Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» |
|
Пересказ конспекта, читать отрывок из поэмы «Русские женщины» |
27 |
|
«Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» |
Поэма, композиция |
Фонохрестоматия |
Декабристы |
Написать характеристику героини по плану |
28 |
|
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…» |
|
Фонохрестоматия |
|
Выучить наизусть «Размышления у парадного подъезда» |
29-30 |
январь |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
Гротеск, иносказание
Аллегория, гипербола, фантастика, |
Фонохрестоматия |
Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия |
Чтение и пересказ сказки.
Читать сказку «Дикий помещик» |
31 |
|
Вн.чт. Сказка «Дикий помещик» |
|
|
|
Кроссворд на С. 131 в пособии «Читаем, думаем, спорим» |
|
||||||
32-33 |
|
Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» |
Автобиография, автобиографический роман |
Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого |
|
Составить план статьи, пересказ одной из глав Сочинение |
34 |
|
Р.р. Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого |
|
Тесты для учащихся |
|
|
35 |
февраль |
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон» |
Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь |
Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведении ям Чехова |
Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление |
Выр.чт. рассказа; читать рассказы из раздела «Прочти самостоятельно» |
36 |
|
Рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» |
Жанр рассказа |
Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник» |
|
Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова» |
37 |
|
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры» |
Рассказ |
Фонохрестоматия |
|
Подготовить характеристику главных героев рассказа |
38 |
|
Стихотворения И.А. Бунина. Рассказ «Лапти» |
|
Фонохрестоматия |
фуксин |
Наизусть стихотворение, иллюстрация к рассказу «Лапти» |
39 |
|
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. |
Лирический герой |
Фонохрестоматия |
Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь |
Наизусть стихотворение, написать эссе по одному из пейзажей |
Из литературы 20 века |
||||||
40 |
|
М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство» |
Автобиография, художественная биография. Псевдоним, повесть, трилогия. |
Фонохрестоматия. Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство» |
Венчик, влаз, врази, голицы, гривна, дресва, дьячок, запон, камнка, киот, кисея, комель, косушка, молосная, набойка, однова, плис, плицы, подпечек, поземок, пятишница, расточатся, ризы, сандал, скоромное, фуксин, целковый, чело, шелковая головка.
Трилогия |
Дочитать повесть.
Задания к 2, 3, 4 главам |
41 |
|
М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») |
Легенда, романтизм, реализм |
Фонохрестоматия, иллюстрации к повести «Старуха Изергиль» |
|
Наизусть отрывок из легенды |
42 |
|
В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
Гипербола |
Фонохрестоматия |
Окна РОСТА, призвание; гогрбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится |
Наизусть стихотворение, читать статью учебника |
43 |
|
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» |
Звукопись |
Фонохрестоматия, картинки с изображениями лошадей |
Круп, зевака, Кузнецкий |
Наизусть стихотворение |
44 |
3 триместр март |
Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака» |
Рассказ |
Фонохрестоматия, картинки с изображением собак |
|
Написать рассказ о домашнем животном |
45 |
|
А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка» |
|
Фонохрестоматия, портрет Платонова |
|
Прочитать рассказ «Неизвестный цветок» |
46 |
|
А.П. Платонов «Неизвестный цветок» |
Притча, рассказ |
Фонохрестоматия |
|
Сочинение - притча |
47 |
|
Р.р. Творческая работа по рассказам А.Платонова и Л. Андреева. |
|
Портреты Платонова, Андреева, иллюстрации к их произведениям, эпиграфы, высказывания, посвященные их творчеству |
|
Сочинение |
48 |
|
Итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова |
|
Тестовые задания |
|
|
49 |
|
Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» |
Рассказ |
Вставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия |
Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор |
Выразительное чтение рассказа, пересказ эпизодов, сообщение о судьбе братьев наших меньших. Чтение рассказов Абрамова по выбору. |
|
||||||
50 |
|
Е.И. Носов «Кукла». «Радуга» - сюжет, завязка, развязка |
|
Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия |
Внапашку, выгон, глумиться, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, споро, стожок, телогрейка, худо, язь |
Прочитать стихотворение Случевского «Кукла». Есть ли связь с рассказом Носова? Ответить письменно |
51 |
|
Е.И.Носов «Живое пламя» |
|
|
Короб, куртинка, чулан |
Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро» |
52 |
|
Ю.П. Казаков «Тихое утро» |
|
Фонохрестоматия |
|
|
|
апрель |
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни» |
|
Иллюстрации Верейского к стихам Твардовского, фонохрестоматия , портрет Твардовского |
|
Наизусть стихотворение по выбору Задания на с. 183 «Читаем, думаем, спорим…» Выр.чт. стихи о Великой Отечественной войне |
53 |
|
На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н.Тихонова |
Интервью, публицистический стиль |
Фонохрестоматия, репродукции картин по теме |
|
|
54 |
|
«Тихая моя родина….» |
Эпитет, олицетворение, метафора |
Записи стихов, фонохрестоматия |
|
|
Из зарубежной литературы |
||||||
55 |
|
«Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность» |
Рефрен |
Портрет Бернса, карта Великобритании |
Художественный перевод |
Наизусть, с. 220 «Читаем, думаем, спорим…» |
56 |
май |
«Властитель наших дум» Д.Г. Байрон. |
Лирика, романтизм |
Эпиграфы, портреты Байрона |
|
Выр.чт стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой» |
57 |
|
Японские хокку (хайку). |
|
Репродукции японских миниатюр |
Медитация |
Составить хокку |
58 |
|
О. Генри. «Дары волхвов» |
Новелла |
Фонохрестоматия |
|
Пересказ. |
59 |
|
Л. Пиранделло «Черепаха» |
Новелла |
|
Биржа, ученый-филолог, ценные бумаги, особа, фантасмагория, ультиматум |
Письменно ответить на вопросы. |
60 |
|
Итоговый урок. |
Эпос, лирика, драма |
|
|
Список чтения на лето |