|
«Утверждаю» |
|
Зам. директора по УВР |
|
Е.А. Ковалёв |
Учебный год: 2012 - 2013 гг.
Предмет: Литература
Учитель: Гуцалюк Ольга Николаевна
Класс: 8
Учебник: «Литература. 8 класс». В 2 ч. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений.
8-е изд. .- М.: Просвещение, 2009.
Автор-составитель: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
Программа : «Программа по литературе. 5 – 11 классы». В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.П.Полухина, В.И.Коровин. М., «Просвещение», 2008.
Всего за год: 90 часов
Пояснительная записка.
Уроки спланированы для работы по учебнику «Литература. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях». Авторы – составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин.
Планирование стоится на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной».
При работе используется пособие «Поурочные разработки по литературе к учебникам – хрестоматиям
В. Я. Коровиной (М., Просвещение, 2000-2004), Г. И. Беленького (М., 2000-2003). 8 класс».
При проверке усвоения пройденного материала используется пособие Е. Ю. Липиной «Тесты к
учебникам- хрестоматиям под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Литература. 5-9 классы». М., «Дрофа»,2004 год.
Календарно-тематическое планирование
по литературе за курс 8 класса
по учебникам В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина.
№ |
Тема |
Кол-во |
Дата |
Требования обученности |
Нестанд. формы |
Введение |
|||||
1 |
Литература и история |
1 |
1 триместр сентябрь |
- кратко повторить изученное в предыдущих классах; - обозначить цель курса литературы 8 кл.; - ознакомить учеников со структурой учебника. |
|
Устное народное творчество |
|||||
1 |
Русские народные песни «Час да по часу» |
1 |
|
- ознакомить с народными лирическими песнями; - развивать творческие способности учащихся. |
урок - концерт |
2-3 |
Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» |
2 |
|
- раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; - сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора. |
|
Из древнерусской литературы |
|||||
1 |
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». |
1 |
|
- развитие понятия о древнерусской литературе; - расширение представления об особенностях житийного жанра; - ознакомление с текстом «Повести о житии… Александра Невского». |
|
2 |
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого Александра Невского» |
1 |
|
- показ идейно – художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского»; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи и выразительного чтения; - реализация межпредметных связей с изобразительным искусством. |
|
3 |
Повесть о Шемякинском суде. |
1 |
|
- показать идейно – художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций. |
|
Из русской литературы XVIII века |
|||||
1. |
Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин» |
1 |
|
- ознакомление учеников с биографией и творчеством Фонвизина; - ознакомление с исторической основой комедии «Недоросль»; - развитие навыка выразительного чтения. |
|
2-4 |
События и характеры героев повести Д.И.Фонвизина «Недоросль» |
3 |
октябрь |
- проследить, как раскрываются характеры героев; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи. |
|
5 |
Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века. |
1 |
|
- повторение и обобщение изученного; обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников. |
|
Из русской литературы XIX века |
|||||
1 |
И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни. |
1 |
|
- расширение знаний учеников о баснописце и его баснях; - развитие анализа текста, выразительного чтения. |
|
2 |
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. |
1 |
|
- развитие навыка анализа текста и выразительного чтения. |
урок - викторина |
3 |
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. |
1 |
|
- ознакомление учеников с личностью К.Ф.Рылеева; - понятие о жанре думы;- развитие навыка выразительного чтения. |
|
4 |
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и связь её с русской историей. |
1 |
|
- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе; - развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. |
|
5 |
А.С.Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта» |
1 |
|
- расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина как историка; - ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». |
|
6 |
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва. (Ι – ΙΙ гл.) |
1 |
|
- жанровое своеобразие повести; истоки формирования личности Петра Гринёва; развитие навыка анализа текста. |
|
7 |
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. (ΙΙΙ – V гл.) |
1 |
|
- путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
8 |
Пугачёв и народ в повести. (VΙ – VΙΙ гл.) |
1 |
ноябрь |
- лексическое значение устаревших слов; путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
9 |
Средства характеристики героев повести на примере. |
1 |
|
- способы и средства характеристики героев; развитие навыка анализа текста, монологической речи, выразительного чтения. |
|
10 |
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. |
1 |
|
- раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал. |
|
11 |
Р.Р. Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
|
- развитие навыка анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением. |
Сочинение |
12 |
Р.Р. Литературная игра по повести «Капитанская дочка» |
1 |
|
- углубление понимания идейно – художественного богатства романа, умения разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. |
Урок - игра |
13 |
М.Ю. Лермонтов и история |
1 |
|
- ознакомление учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного. |
|
14 |
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». |
1 |
|
- выявление структурных особенностей произведения, показ их взаимосвязи. |
|
15 |
Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания |
1 |
|
- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, выявление способов раскрытия образа главного героя поэмы; иметь первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте. |
|
16-17 |
Р.Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» |
2 |
|
- развитие навыка выразительного чтения, анализа текста; уметь работать с критической литературой, писать сочинение. |
сочинение |
18 |
Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. |
1 |
2 триместр декабрь |
- углубления знаний учеников о творческой биографии писателя; закрепление знаний о драматическом роде литературы; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
19 |
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения |
1 |
|
- углубление понятия о сатире и её средствах; развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыков выразительного чтения; закрепление знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развитие творческих способностей учеников. |
|
20 |
Хлестаков и хлестаковщина |
1 |
|
- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыка выразительного чтения. |
|
21 |
Р.Р. Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению |
1 |
|
- развитие навыка анализа текста, выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков; умение писать сочинение. |
сочинение |
22 |
Р.Р. Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор» |
1 |
|
- развитие навыка рецензирования, монологической речи. |
|
23-24 |
Н.В. Гоголь «Шинель» Характеристика героев повести |
2 |
|
- расширение знания учеников о взглядах Н.В. Гоголя; показ связи его творчества с историей; углубление понятия о русском национальном характере; совершенствование навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
25 |
Анализ эпизодов из повести «Шинель» |
1 |
|
- совершенствование навыка характеристики героя, выразительного чтения, пересказа |
|
26 |
М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» |
1 |
|
- знакомство учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина; напоминание об особенности жанра сказки в творчестве писателя; расширение представления о сатирической направленности произведений писателя. |
|
27 |
Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина |
1 |
|
- показ своеобразия историзма Салтыкова – Щедрина; развитие навыка анализа текста, пересказа и выразительного чтения. |
|
28-29 |
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» |
2 |
|
- расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Н.С. Лескова; определение нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. |
|
30 |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» |
1 |
январь |
- расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Толстого; ознакомление учеников с историей создания рассказа «После бала»; определение социально – нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. |
|
31 |
«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа |
1 |
|
- помощь ученикам при выявлении особенности рассказа, писательского замысла; развитие навыка анализа текста. |
|
32 |
Социально – нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее |
1 |
|
- выявление идеи произведения; развитие навыка анализа текста, характеристики героев; обучение ведению диспута. |
|
33-34 |
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчев, А.А. Фета, А.Н. Майкова. |
2 |
|
- показ значения образов природы в творчестве поэтов; поддержка интереса к поэзии, помощь в выражении зрительного образа при чтении стихотворений, понятие идеи, настроения, чувства поэтов; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
Урок внеклассного чтения. |
35-36 |
А.П. Чехов. Рассказ «О Любви» как история об упущенном счастье |
2 |
февраль |
- расширение представления учеников о личности А.П. Чехова; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
37 |
Контрольная работа по литературе XΙX века |
1 |
|
- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного |
Урок –контроль |
Из литературы XX века |
|||||
1-2 |
И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» |
2 |
|
Расширение представления учеников о личности И.А. Бунина; показ особенностей его творческой индивидуальности; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
3-4 |
Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» |
2 |
|
- расширение представлений учеников о личности и творчестве А.П. Куприна; выявление нравственных проблем рассказа «Куст сирени»; развитие навыка текста. |
|
5 |
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. |
1 |
|
- краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией А.А. Блока; показ особенностей его подхода к истории; развитие навыка выразительного чтения. |
|
6-7 |
А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» |
2 |
|
- развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
8-9 |
С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв». |
2 |
3 триместр март |
- расширение представлений учеников о личной и творческой биографии Есенина; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
10-11 |
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству |
2 |
|
- краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
12 |
М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» |
1 |
|
- краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством М.А. Осоргина; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
|
13-15 |
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко. |
3 |
|
- приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора; умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; показ, как создают юмористические и сатирические произведения; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
16 |
Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» |
1 |
|
- развитие умения понимать юмор и сатиру в художественном произведении; развитие навыка выразительного чтения, пересказа, анализа текста. |
|
17 |
Рассказ М.Зощенко «История болезни» |
1 |
|
- развитие умения понимать юмор и сатиру в художественном произведении; развитие навыка выразительного чтения, пересказа, анализа текста |
Инсценировка сюжетов |
18 |
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин» |
1 |
|
-краткое ознакомление учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создание эмоционального фона для восприятия поэмы, показ роли поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотрение особенности жанра и сюжета; восприятие понятия о народности в литературе; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
19-20 |
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор |
2 |
апрель |
- слежение, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявлять определяющие качества Василия Тёркина; развитее навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста; подготовка к сочинению. |
|
21 |
Р.Р. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» |
1 |
|
-развитие навыка самостоятельной работы над сочинением, навыки анализа поэтического текста. |
сочинение |
22-23 |
А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» |
2 |
|
- углубление знаний учеников о личности и творческой биографии А.П. Платонова; раскрытие нравственного смысла рассказа; определение роли художественных приёмов; развитие навыков анализа художественного текста. |
|
24-26 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне |
3 |
май |
- рассказ о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показ, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялось с глубоко личными переживаниями, помощь в понимании пафоса поэзии военных лет, развитие навыка выразительного чтения. |
Литературно – музыкальная композиция |
27 |
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» |
1 |
|
- углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста. |
|
28-29 |
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. |
2 |
|
- понятие о поэтическом языке; помощь в осмыслении почитанного; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
Урок – концерт |
Из зарубежной литературы |
|||||
1-2 |
У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта» |
2 |
|
- краткое представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, знакомство с биографией и творчеством Шекспира; выявление основных проблем трагедии «Ромео и Джульетта»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
3 |
Ж.- Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве». |
1 |
|
- знакомство с биографией и творчеством Мольера; выявление основных проблем комедии «Мещанин во дворянстве»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
4 |
Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. |
1 |
|
- краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством Свифта; выявление глубинного содержания его романа; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста. |
|
5 |
Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. |
1 |
|
- расширение понятия о жанре исторического романа; знакомство с Вальтером Скоттом как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развитие навыка анализа текста. |
|
6 |
Повторение и обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного |
Урок - контроль |
7 |
Подведение итогов.Литературная игра. |
1 |
|
- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного |
|