Литература 8 класс

 

«Утверждаю»

 

Зам. директора по УВР

 

Е.А. Ковалёв

 

Учебный год: 2012 - 2013 гг.

Предмет: Литература

Учитель: Гуцалюк Ольга Николаевна

Класс: 8

 

Учебник: «Литература. 8 класс». В 2 ч. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

8-е изд. .- М.: Просвещение, 2009.

Автор-составитель: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

 

Программа : «Программа по литературе. 5 – 11 классы». В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.П.Полухина, В.И.Коровин. М., «Просвещение», 2008.

 

Всего за год: 90 часов

        

Пояснительная записка.

Уроки спланированы для работы по учебнику «Литература. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях». Авторы – составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин.

Планирование стоится на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной».

При работе используется пособие «Поурочные разработки по литературе к учебникам – хрестоматиям

В. Я. Коровиной (М., Просвещение, 2000-2004), Г. И. Беленького (М., 2000-2003). 8 класс».

При проверке усвоения пройденного материала используется пособие Е. Ю. Липиной «Тесты к

учебникам- хрестоматиям под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Литература. 5-9 классы». М., «Дрофа»,2004 год.

 

Календарно-тематическое планирование

по литературе за курс 8 класса

по учебникам В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина.

 

Тема

Кол-во

Дата

Требования обученности

Нестанд. формы

Введение

1

Литература и история

1

1 триместр

сентябрь

- кратко повторить изученное в предыдущих классах;

- обозначить цель курса литературы 8 кл.; - ознакомить учеников со структурой учебника.

 

Устное народное творчество

1

Русские народные песни «Час да по часу»

1

 

- ознакомить с народными лирическими песнями; - развивать творческие способности учащихся.

урок - концерт

2-3

Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

2

 

- раскрыть особенности  содержания и художественной формы преданий; - сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

 

Из древнерусской литературы

1

Житийная литература как особый жанр.

 «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

 

- развитие понятия о древнерусской литературе; - расширение  представления об особенностях житийного жанра; - ознакомление с текстом «Повести о житии… Александра Невского».

 

2

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого Александра Невского»

1

 

- показ идейно – художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского»; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи и выразительного чтения; - реализация межпредметных связей с изобразительным искусством.

 

3

Повесть о Шемякинском суде.

1

 

- показать идейно – художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций.

 

Из русской литературы XVIII века

1.

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин»

1

 

- ознакомление учеников с биографией и творчеством Фонвизина; - ознакомление с исторической основой комедии «Недоросль»; - развитие навыка выразительного чтения.

 

2-4

События и характеры героев повести Д.И.Фонвизина «Недоросль»

3

октябрь

- проследить, как раскрываются характеры героев; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи.

 

5

Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века.

1

 

- повторение и обобщение изученного; обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников.

 

Из русской литературы XIX века

1

И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни.

1

 

- расширение знаний учеников о баснописце и его баснях; - развитие анализа текста, выразительного чтения.

 

2

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.

1

 

- развитие навыка анализа текста и выразительного чтения.

урок - викторина

3

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева.

1

 

- ознакомление учеников с личностью К.Ф.Рылеева; - понятие о жанре думы;-  развитие навыка выразительного чтения.

 

4

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и связь её с русской историей.

1

 

- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе; - развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

 

5

А.С.Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта»

1

 

- расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина как историка; - ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская  дочка».

 

6

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва. (Ι – ΙΙ гл.)

1

 

- жанровое своеобразие повести; истоки формирования личности Петра Гринёва; развитие навыка анализа текста.

 

7

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. (ΙΙΙ – V гл.)

1

 

- путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

 

8

Пугачёв и народ в повести. (VΙ – VΙΙ гл.)

1

ноябрь

- лексическое  значение устаревших слов; путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

 

9

Средства характеристики героев повести на примере.

1

 

- способы и средства  характеристики героев; развитие навыка анализа текста,  монологической речи, выразительного чтения.

 

10

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

1

 

- раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал.

 

11

Р.Р. Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению.

1

 

- развитие навыка анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением.

Сочинение

12

Р.Р. Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

1

 

- углубление понимания идейно – художественного богатства романа, умения разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Урок - игра

13

М.Ю. Лермонтов и история

1

 

- ознакомление учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного.

 

14

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

 

- выявление структурных особенностей произведения, показ их взаимосвязи.

 

15

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

1

 

- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, выявление способов  раскрытия образа главного героя поэмы; иметь первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

 

16-17

Р.Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

2

 

- развитие навыка выразительного чтения, анализа текста; уметь работать с критической литературой, писать сочинение.

сочинение

18

Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

1

2 триместр

декабрь

- углубления знаний учеников о творческой биографии писателя; закрепление знаний о драматическом роде литературы; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

 

19

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения

1

 

- углубление понятия о сатире и её средствах; развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыков выразительного чтения; закрепление знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развитие творческих способностей учеников.

 

20

Хлестаков и хлестаковщина

1

 

- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыка выразительного чтения.

 

21

Р.Р. Особенности композиционной структуры комедии

Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению

1

 

- развитие навыка анализа текста, выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков; умение писать сочинение.

сочинение

22

Р.Р. Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

1

 

- развитие навыка рецензирования, монологической речи.

 

23-24

Н.В. Гоголь «Шинель» Характеристика героев повести

2

 

- расширение знания учеников о взглядах Н.В. Гоголя; показ связи его творчества с историей; углубление понятия о русском национальном  характере; совершенствование навыка выразительного чтения, анализа текста.

 

25

Анализ эпизодов из повести «Шинель»

1

 

- совершенствование навыка характеристики героя, выразительного чтения, пересказа

 

26

М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города»

1

 

- знакомство учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина; напоминание об особенности жанра сказки в творчестве писателя; расширение представления о сатирической направленности произведений писателя.

 

27

Сатирическая направленность «Истории одного города»

М.Е. Салтыкова – Щедрина

1

 

- показ своеобразия историзма Салтыкова – Щедрина; развитие навыка анализа текста, пересказа и выразительного чтения.

 

28-29

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

2

 

- расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Н.С. Лескова; определение нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

 

30

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа

«После бала»

1

январь

- расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Толстого; ознакомление учеников с историей создания рассказа «После бала»; определение социально – нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

 

31

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

1

 

- помощь ученикам при выявлении особенности рассказа, писательского замысла; развитие навыка анализа текста.

 

32

Социально – нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

1

 

- выявление идеи произведения; развитие навыка анализа текста, характеристики героев; обучение ведению диспута.

 

33-34

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Ф.И. Тютчев, А.А. Фета,

А.Н. Майкова.

2

 

- показ значения образов природы в творчестве поэтов; поддержка интереса к поэзии, помощь в выражении зрительного образа при чтении стихотворений, понятие идеи, настроения, чувства поэтов; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Урок внеклассного чтения.

35-36

А.П. Чехов. Рассказ «О Любви» как история об упущенном счастье

2

февраль

- расширение представления учеников о личности

 А.П. Чехова; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

 

37

Контрольная работа по литературе XΙX века

1

 

- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного

Урок  –контроль

Из литературы XX века

1-2

И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

2

 

Расширение представления учеников о личности И.А. Бунина; показ особенностей его творческой индивидуальности; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

 

3-4

Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

2

 

- расширение представлений учеников о личности и творчестве А.П. Куприна; выявление нравственных проблем рассказа «Куст сирени»; развитие навыка текста.

 

5

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока.

1

 

- краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией   А.А. Блока; показ особенностей его подхода к истории; развитие навыка выразительного чтения.

 

6-7

А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

2

 

- развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

 

8-9

С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв».

2

3 триместр

март

- расширение представлений учеников о личной и творческой биографии Есенина; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

 

10-11

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

2

 

- краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

 

12

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

 

- краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством М.А. Осоргина;  развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

 

13-15

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.

3

 

- приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора; умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; показ, как создают юмористические и сатирические произведения; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

 

16

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»

1

 

- развитие умения понимать юмор и сатиру в художественном произведении;  развитие навыка выразительного чтения, пересказа, анализа текста.

 

17

Рассказ М.Зощенко «История болезни»

1

 

- развитие умения понимать юмор и сатиру в художественном произведении;  развитие навыка выразительного чтения, пересказа, анализа текста

Инсценировка сюжетов

18

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин»

1

 

-краткое ознакомление учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создание эмоционального фона для восприятия поэмы, показ роли поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотрение особенности жанра и сюжета; восприятие понятия о народности в литературе; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

 

19-20

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

 Герой и автор

2

апрель

- слежение, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявлять определяющие качества Василия Тёркина; развитее навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста; подготовка к сочинению.

 

21

Р.Р. Сочинение по поэме

 А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

1

 

-развитие навыка самостоятельной работы над сочинением, навыки анализа поэтического текста.

сочинение

22-23

А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

2

 

- углубление знаний учеников о личности и творческой биографии А.П. Платонова; раскрытие нравственного смысла рассказа; определение роли художественных приёмов; развитие навыков анализа художественного текста.

 

24-26

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

3

май

- рассказ о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;  показ,  что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялось с глубоко личными переживаниями,  помощь в понимании пафоса поэзии военных лет, развитие навыка выразительного чтения.

Литературно – музыкальная композиция

27

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

 

- углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

 

28-29

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

2

 

- понятие о поэтическом языке; помощь в осмыслении почитанного; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Урок – концерт

Из зарубежной литературы

1-2

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

2

 

- краткое представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, знакомство с биографией и творчеством Шекспира; выявление основных проблем трагедии «Ромео и Джульетта»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

 

3

Ж.- Б. Мольер. Слово о писателе.  «Мещанин во дворянстве».

1

 

-  знакомство с биографией и творчеством Мольера; выявление основных проблем комедии «Мещанин во дворянстве»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

 

4

Джонатан Свифт. Слово о писателе.  «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

 

- краткое ознакомление учеников  с биографией и творчеством Свифта; выявление глубинного содержания его романа; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

 

5

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

 

- расширение понятия о жанре исторического романа; знакомство с Вальтером Скоттом как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развитие навыка анализа текста.

 

6

Повторение и обобщение. Контрольная работа.

1

 

- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного

Урок - контроль

7

Подведение итогов.Литературная игра.

1

 

- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного

 

Политика конфиденциальности