А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ Методические рекомендации 10-11 класс |
Урок 10. Грамматическая правильность русской речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, деепричастие, местоимение (тема 5)
Слоган урока: Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают (Б. Паскаль).
Круг знаний по теме
Основные категории грамматики (повторение изученного в курсе «Русский язык»). Имя существительное: род отдельных слов, в том числе несклоняемых, склонение и род сложносоставных слов (диван-кровать, кафе-столовая), склонение сложносоставных слов и аббревиатур, особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий, в том числе при родовых словах (Москва-река, город Минск, станция Волгоград). Имя прилагательное: семантические оттенки полной и краткой форм, специфика образования полной и краткой форм степеней сравнения. Местоимение: анафорическое и дейктическое; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, которая вызвана местоимениями. Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императив. Деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; связь деепричастия с подлежащим (семантическая) и сказуемым (синтаксическая).
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: образовывать грамматические формы существительных, объясняя выбор и словообразовательные модели (упр. 4, 5, 6, 7); работая со словарями, определять специфику родовых коррелятов (упр. 8) и форм падежа, различающихся флексиями (упр. 3, 9, 25); атрибутировать возможность склонять географические названия (упр. 17, 18, 20); определять род и падежные изменения сложносоставных слов (упр. 19, 34); правильно образовывать краткие формы прилагательных (упр. 21, 22, 26), образовывать формы определений и приложений к существительным общего рода и сложносоставным (упр. 34); подбирать верную форму местоимений (упр. 28); конструировать необходимую грамматическую форму глаголов, если она возможна, в недостаточных и (с указанием специфики возможных форм) в избыточных (упр. 10, 30); видеть смысловые различия между словами разных залогов и видов в контексте предложения (упр. 31.2, 33).
Задание на дом: выполнить упр. 47 к семинару, который состоится через урок.
Урок 11. Грамматическая правильность русской речи. Имя числительное. Служебные части речи (тема 5)
Слоган урока: В языке... заложено объяснение бытия (П. А. Флоренский).
Круг знаний по теме
Имя числительное, склонение составных числительных, как количественных, так и порядковых (счетных слов), числительные собирательные и возможность их образования; предлоги и их употребление в речи, производные предлоги и их грамматически правильное использование в тексте; речевое функционирование союзов; частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы; особенности функционирования звукоподражаний и междометий в речи.
Основные случаи согласования слов в тексте. Моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами.
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: читать вслух имя числительное в тексте, ставя его в нужную грамматическую форму, обусловленную контекстом (упр. 13, 14, 15, 27); проводить «дикторское» прочтение связного текста, включающего имена числительные (упр. 11); разделять грамотные и ошибочные случаи употребления числительных (упр. 12) и рассказывать об особенностях склонения слов этой части речи, о специфике собирательных числительных; употреблять в речи словосочетания, предполагающие предлоги или непосредственно соединяющиеся знаменательные слова (упр. 32, 35); видеть синтаксические и семантические особенности соединения слов (упр. 39, 40); редактировать словосочетания, предложения и тексты, содержащие недочеты, ошибки, явления двусмысленности (упр. 36, 37, 38).
Урок 12. Грамматическая правильность русской речи. Семинар (тема 5)
Слоган урока: Границы моего языка означают границы моего мира (Л. Витгенштейн).
1. Обобщение изученных грамматических тем (упр. 42, 43).
2. Блицтурнир по грамматике творческих экипажей (упр. 46).
3. Защита рефератов (упр. 47) — доклады и содоклады, после которых классу можно предложить: а) написать корреспондентский отчет или репортаж о защите рефератов с изложением основных мыслей каждого; б) написать заметку в стенгазету, научную статью (текст лекции), отчет инопланетянина об услышанном и увиденном на Земле, художественный этюд об одном из выступлений (наиболее запомнившемся) — по выбору учащихся; в) в командах инсценировать одну из тем (жанр указать).
4. Работа по отысканию взаимодействий вербального и интонационного (упр. 44, 45) — формулирование тезиса о том, как интонация способствует выражению мыслей говорящим и их пониманию собеседником (слушателем).
Задание на дом: на основании воспоминаний современников подготовить монолог любого жанра о работе писателя над словом.
Урок 13. Стилистические нормы. Стили в русском языке (тема 6)
Слоган урока: Стиль — это человек (Бюффон).
Лекция учителя о стилистике (15—20 минут), включающая следующие разделы. Стиль — совокупность речевых средств, избираемых из языка в соответствии с требованиями нормативности речи, ее целесообразности, контекста, ситуации, жанра высказывания. «Вселенная» художественного слова; психология творчества писателя и проблема культуры речевого высказывания. Языковая основа стиля; синонимия как главная проблема стилистики; коммуникативные стили: книжный (высокий, urbanitas), нейтральный (rusticitas), сниженный (peregrinitas).Средства художественной выразительности (эстетической привлекательности) речи: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, перифраз(а), антономазия, эвфемизм, дисфемизм, эпитет, гипербола — литота); речевые фигуры (сравнение, параллелизм, парцелляция, хиазм, инверсия, эллипсис, бессоюзие, многосоюзие, аллитерация, ассонанс, градация, анафора, эпифора). Речевые явления, не являющиеся ошибочными при создании эстетически выразительного текста: оксюморон, двусмысленность, тавтология; грамматические неточности. Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.
Примечание. Учащиеся не должны запоминать всю терминосистему (тропы и фигуры), однако лекция предполагает непременное иллюстрирование каждого приема художественными (поэтическими или прозаическими) строками, короткие задания на их сочинение с использованием конкретного тропа или фигуры (структуры) речи. Старшеклассники должны пользоваться художественными (поэтическими) сборниками, где они могли бы самостоятельно (возможно, при соревновании творческих экипажей) находить средства художественной выразительности, чтобы атрибутировать их.
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: определять лексические, морфологические, синтаксические особенности стиля (упр. 2), находить стилеобразующие средства (упр. 3, 4, 5, 6, 7).
Чтение учащимися составленных дома рефератов (рассказывание) о специфике работы писателей (поэтов, ораторов, актеров) над художественным словом. Возможно, это будут импровизированные записки неизвестных современников, которым удалось увидеть творческую лабораторию писателя.
Задание на дом: написать художественный текст по одной из тем (в скобках дается жанровое определение):
• Наша школа — глазами незнакомого человека (заметка в стенгазету).
• Самый яркий день в моей жизни (этюд).
• Человек, о котором хочется рассказать (литературный очерк).
• Любимый уголок земли (зарисовка).
• Мой разговор с литературным героем (диалог).
• Письмо современника литературного героя о встрече с ним (письмо).
• Слово о русском языке (торжественная речь).
• Я сам (автопортрет).
• Мне не дает покоя эта тема... (размышления).
Это примерные темы, и они могут быть изменены; важно, чтобы учащиеся могли сами выбрать жанрово-стилистическую специфику текста, его характеристики (предназначенность для чтения — слушания, поэтический — прозаический, повествование — описание — рассуждение). Учителем даются комментарии о языковых особенностях каждого жанра и каждого типа (формы) дискурса.
Задание на дом: рассказать о самом себе: а) словами подруги (товарища); б) так, как это сделала бы газета (литературный очерк); в) от лица ученого-психолога; г) так, как это сделал бы поэт; д) в форме характеристики, которую учитель «озвучит» на родительском собрании, — составить все 5 текстов; объем — произвольный. Альтернатива — упражнение 18.
Методическое оснащение: поэтические однотомники, книги воспоминаний о деятелях литературы; подобранные учителем примеры этюдов, литературных портретов, очерков, словесных зарисовок, интервью; а также текстов, представляющих собой повествование, описание, рассуждение.
Урок 14. Стилистические нормы. Функциональные стили (тема 6)
Слоган: Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).
Круг знаний по теме
Язык разговорный и книжный; их лексические, грамматические, синтаксические атрибуты; научный стиль: языковые черты и жанровые разновидности. Официально-деловой стиль: языковые черты, жанры, ситуации использования, редакторские понятия в их отношении к стилю (шмуцтитул, врезка, боковина, заметки по поводу, дайджест); разговорный стиль: языковые черты. Проблема литературно-художественного стиля; информативность и суггестивность художественной речи; субъект этой речи и его речевое выражение; взаимоотношения писателя и читателя.
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: определять стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки каждого стиля (упр. 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17) и составлять текст заданной стилистической принадлежности. Выполняя упражнение 19, надо написать по указанным темам краткие реферативные заметки для изложения их на уроке творческими экипажами.
Задание на дом: написать сценарий (с указанием аудиовизуального контекста) рекламы курса «Культура русской речи» на телевидении, а также на радио (для юношества). Подготовить инсценировку рекламы в творческих группах (на основе отбора и синтеза наиболее удачного в индивидуальных работах), с которой начнется следующий урок.
Урок 15. Целесообразность речи. Логичность и логика высказывания (тема 7)
Слоган: Если знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем большей будет путаница в его мыслях (Г. Спенсер).
Круг знаний по теме
Целесообразность речи; условия логичности речи и причины логических ошибок; структура силлепсиса в отношении к логике высказывания; логические ошибки в речи — их исправление или использование как специального средства художественной выразительности; логические парадоксы и апории — средство «гимнастики ума». Логика событий и логика изложения о них (фабула — сюжет).
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: находить и исправлять в предложенном тексте логические ошибки и недочеты, обусловленные отсутствием логики в построении фразы и текста (упр. 1, 2, 4), составлять литературный (речевой) портрет человека на основании его высказываний (упр. 2, 3), в развернутом монологическом тексте (устном и письменном) аргументировать требования логичности речи, в том числе исходя из собственных наблюдений (упр. 5), составлять текст, соблюдая его логику или, наоборот, используя прием алогизма, чтобы увеличить эстетическую выразительность (упр. 7). Предпоследним этапом желательно выполнить упр. 6, чтобы возможности художественно выразительного алогизма стали рационально объяснимыми.
Задание на дом: в произведениях фантастики или в жанрах фольклора найти и кратко изложить сюжетные нюансы и приемы эстетического воздействия, в основе которых — нарушение логики, т. е. читательских ожиданий, обусловленных традиционным ходом вещей. Как меняется и чем обогащается диалог автора и читателя в этих случаях?
Прием нарушения ожиданий читателя (слушателя) — в основе такого демократического речевого жанра, как анекдот - краткий и выразительный рассказ, имеющий и свою логику, и риторические законы, определяющие действенность текста. На уроке, предварительно оповестив старшеклассников, можно провести «турнир рассказчиков анекдотов». Это вовсе не настолько чревато скабрезностями, как может показаться взыскательному педагогу: важно уже на предыдущем занятии поставить условия, которым анекдоты должны соответствовать. Это приемлемая для всех тематика (та, что некогда именовалась приличной), нормативная (и только) лексика, а при исполнении — уместность, выразительность, краткость. В глазах учащихся такой турнир повысит рейтинг педагога, а ему самому предоставит тексты для аналитического комментирования, какие трудно отыскать в литературе.
Урок 16. Точность речи (тема 8)
Слоган: Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений (Р. Декарт).
Круг знаний по теме
Точность — важнейшее качество речи; точность предметная и понятийная; речевые ошибки, связанные с неточностью; точность — средство понимания текста в системе авторских ценностных приоритетов; слово, являющееся носителем новых контекстуальных смыслов, основанных на видении ситуации и специфике речевого поведения; точность, зависящая от фигур речевой выразительности.
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: оценивать степень точности сообщения — восприятия по методике графического воспроизведения сказанного (работа по творческим экипажам, упр. 1); видеть случаи неточности в тексте (упр. 3); оценивать изменения, вносимые автором в художественный текст, с позиций необходимых речевых качеств (упр. 2); комментировать и исправлять речевые ошибки и недочеты, связанные с неточностью речи (упр. 5); реализовывать точность речи при составлении и прочтении собственных текстов (упр. 4, 8).
Методическое оснащение: графические композиции на карточках (по числу творческих экипажей); толковый словарь русского языка (для выполнения упр. 4).
Урок 17. Уместность речи (тема 9)
Слоган: Жить — значит участвовать в диалоге (М. М. Бахтин).
Круг знаний по теме
Уместность речи — ситуативная (ситуационная) и стилистическая; нарушение стереотипа ожиданий читателя и слушателя с точки зрения точности и уместности речи («запланированная неожиданность»); неуместная речь в древних и современных культурах, атрибутированная системой табу; уместность речи в различных ситуациях общения и при различных коммуникативных задачах; уместность речи как отражение культурно-исторического своеобразия эпохи создания текста; коммуникативная комфортность, обусловленная уместностью речи; этические нормы и правила речевого взаимодействия с аудиторией (речевой этикет и его проявление в культуре общения).
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: исправлять (редактировать) фразу и текст, восстанавливая уместный вариант (упр. 24, 25), формулировать основные признаки уместности (стилистической, ситуационной, контекстуальной, грамматической, личностно-психологической) при анализе текста и составлении собственного высказывания (упр. 20) и моделировании ситуаций речевого взаимодействия (упр. 21, 22, 23); применять знания об уместности речи в конкретной ситуативной и ролевой заданности (упр. 13, 14); составлять фрагменты целенаправленного уместного диалога (упр. 9).
Примечание. Работа над психологическим компонентом общения ориентирована на приобретение учащимися основ знаний по проблемам психологии общения, а также формирование у них стереотипа позитивного ожидания и установки на коммуникативное взаимодействие. Формирование стереотипа позитивного ожидания возможно при наличии в системе личностных качеств речевой личности уважения и подлинного интереса к человеку, который является в данный момент собеседником. Учитель должен преодолеть в себе и научить старшеклассников преодолевать стереотип негативного ожидания, который проявляется в том, что вступающий в общение заранее уверен в отрицательной реакции своего собеседника и тем самым не только вербальными средствами, но и своими интонациями, взглядом, жестами и т. д. действительно формирует негативное отношение к себе со стороны того, с кем он общается. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников стереотип позитивного ожидания по отношению к предполагаемому собеседнику. Обучение начинается с анализа конфликтных ситуаций по плану:
1. Дайте общее описание ситуации общения и коротко охарактеризуйте ее участников.
2. Постарайтесь установить мотивы, которые определяют поведение участников.
3. Укажите, на каких этапах были допущены ошибки. В чем суть этих ошибок?
4. Определите, как следовало поступить, чтобы избежать конфликта, достичь взаимопонимания. Укажите психологическую мотивировку, приведите речевые формулы, которые можно было бы использовать.
Задание на дом: самостоятельно прочитав оставшуюся часть темы (о речевом этикете как воплощении речевой целесообразности), выполнить упр. 29, иллюстрируя текст сюжетами из собственного опыта и из литературных произведений.
Урок 18. Уместность речи. Речевой этикет (тема 9)
Слоган: Язык — то, что соединяет людей в одно целое (Э. Бенвенист).
Круг знаний по теме
Нормы речевого этикета — речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, отказа, согласия, благодарности и т. п. Речевой этикет в культуре различных народов — системы их представлений об оптимальном этически уместном взаимодействии; ситуации, в которых проявляются различные формулы русского речевого этикета; местоимение как индикатор уместности или признак неуместности высказывания; конативные (императивные) формулы — просьба, требование, приказ; формулы обращения; ошибки, которые необходимо исключать из этически уместной речи; уместность лексическая, грамматическая, синтаксическая. Из истории речевого этикета.
Примечание. Глава в соответствии с заданием была прочитана учащимися дома, а защита подготовленных ими рефератов позволит определить уровень усвоения темы и отношение к речевому этикету в целом. Анализ домашней работы может осуществляться и при ответе на систему вопросов (предварительно дать себе ответ на них должен учитель).
1) Для чего нужен сегодня речевой этикет? Есть ли свои нормы этикета среди военнослужащих, ученых, бизнес-служащих, педагогов, дипломатов?
2) Можно ли говорить, что своеобразный речевой этикет существует и среди подростков, игнорирующих на первый взгляд все нормы?
3) Какие формулы должны использоваться сегодня при: а) обращении к аудитории; б) обращении к незнакомому мужчине или женщине; в) начале телефонного разговора; г) реагировании на «спасибо», сказанное собеседником; д) необходимости прервать диалог двух знакомых взрослых; е) обращении с вопросом к незнакомому человеку?
4) Применяются ли формулы «Извиняюсь», «Будь здоров» (в ответ на чихание простудившегося), «Пожалуйста» (в ответ на «спасибо»), «Господин <имярек>» (в официальном обращении)? В чем особенности истории слов: спасибо, пожалуйста, прощай, извини? Насколько нормативны формулы «Извиняюсь», «Извиняй»?
5) Какова история жеста рукопожатия при встрече?
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: определять различия между «ты-этикетом» и «вы-этикетом» (упр. 1), анализировать этически оптимальные формы и формулы взаимодействия собеседников (упр. 2, 3, 4, 5, 6), в том числе по телефону (упр. 12); сравнивать русский этикет с тем, что предусматривается в аналогичной ситуации другими народами (упр. 27).
Урок 19. Действенность речи (тема 10)
Слоган: Слово есть поступок (Л. Н. Толстой).
Действенность речи — тема, посвященная влиятельности речи, являющейся предметом риторики; но в культуре речи рассматриваются пути достижения действенности речи как одного из аспектов целесообразности. Урок проводится как лекция учителя, перемежающаяся элементами диалога, обмена мнениями, комментариями, иллюстративными примерами учащихся, т. е. занятие проходит в режиме диалога, обмена мнениями после каждой лекционной структуры, изложенной учителем.
Действенность речи — качество, характеризующееся высокой степенью воздействия на собеседника; если речь действенна, говорящий решает не только ее задачу, известную собеседникам, но и сверхзадачу, которую он не формулирует, но которой подчинено высказывание. Действенными были произведения литературы: «Бедная Лиза» Карамзина породила целое направление в литературе и в самой жизни; тема «бедных» героинь стала доминирующей в литературе; печатное слово с самого начала Великой Отечественной войны имело такую силу, что среди своих наиболее страшных врагов гитлеровцы числили публициста И. Эренбурга и диктора Ю. Левитана. А роль слова в наши дни?
Как обеспечивается такая сила речевого воздействия, что понимаешь: язык и впрямь управляет миром, видишь, что «в начале было Слово»?!
Чтобы оказаться услышанным и понятым, необходимо завладеть вниманием слушателей и вызвать их интерес. Помимо факторов действенности речи, изложенных в учебнике (с. 204—209), обратим внимание на следующие — те, что позволяют нам вызвать и удержать внимание, для того чтобы впоследствии, сформировав интерес, овладеть аудиторией.
• Первые слова не следует произносить в шуме; если же он не прекращается, начинать надо с необыкновенных фактов, с вызывающего интерес слушателей вопроса, с яркого сюжета.
• В начале выступления не нужно злоупотреблять остроумием: его может позволить себе лишь тот, кто хорошо знаком аудитории, применительно к кому у нее не возникнет вопроса: шутка это или неловкость?
• Начало и конец речи, будучи элементами «края», воспринимаются наиболее критически и аналитически: по первым словам судят о самом говорящем, о том, стоит ли он внимания; завершение — итог восприятия речи; оно формирует окончательную оценку ее слушателями.
• Интерес можно сформировать конкретизацией (говорить не о статистических цифрах, а об одном-двух ярких фактах, обобщающих тему) и визуализацией, словесным «показом» предмета речи. «Показывайте, а не объясняйте», — призывает Р. Грин, — это сильнее всех аргументов.
• Говорящий всегда чувствует состояние аудитории, ее настроенность, и, если хочет быть интересным, постоянно подчеркивает, что говорит для того, чтобы решить задачи собравшихся, чтобы вместе отыскать ответы на важные для них вопросы.
• Сфокусировать внимание аудитории, вызвать ее интерес способно неожиданное, за внешней нелогичностью открывающее совсем другую логику, нежели та, что была знакома слушателям. «Бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы заставить слушать», — говорил Гельвеций, и «запланированной неожиданностью», удивлением аудитории необходимо воспользоваться, чтобы вывести ее из состояния растерянности.
• Никогда не следует чему-то учить, к чему-то вести, будучи «чужим»: посторонний человек, будь он эрудитом и талантливым оратором, никогда не преодолеет психологического барьера между слушателем и собою. Вот почему с первых слов важно дать почувствовать слушателю свое единство с ним, чтобы, став для него авторитетной инстанцией, только тогда, и почти незаметно, изменять систему ценностей слушателя.
• Важно начинать речь с утверждения, а не с отрицания; говорящий должен казаться свободным от тех проблем, преодолеть которые он помогает слушателю. По мнению классика, «заранее извиняться — значит упрекать себя», поэтому не следует начинать с извинений за собственную некомпетентность в чем-либо: извинения не помогут слушателю точнее и полнее воспринимать речь.
• Говорящий, если он хочет владеть вниманием аудитории, всегда будет поддерживать режим диалога: предвидеть возможные возражения, возражать самому себе, чтобы отвечать с точки зрения известных людей, задавать риторические вопросы аудитории, провоцировать ее на определенные суждения, подводить к конкретным выводам. Важно, чтобы собеседник не имел возможности долго молчать: это приведет к рассеянности внимания.
• Необходимо регулировать громкость голоса, интонационные модуляции и темп, так как их изменения способствуют поддержанию внимания. Важно, однако, чтобы речь не приобретала черты «пилообразия», резких смен темпа, частых пауз и столь же частых переходов с громкого голосового исполнения на тихое. Это утомляет слушателя и создает комическую репутацию говорящему.
• Не достигнет успеха речь, произносимая из-за барьеров стола, кафедры, со скрещенными на груди руками, пальцами «замочком»: говорящего должна видеть аудитория, а он — демонстрировать, что открыт для взаимодействия (слушание — тоже ответ!) с ней.
• Говорить следует языком, соответствующим норме (нормативность), понятным и близким конкретной аудитории (целесообразность). Сравним ораторов (упр. 13 на с. 146) по степени приемлемости для конкретной аудитории и поймем, почему второго слушать невозможно.
• Речь будет действенной, если конечные выводы по каждому пункту сделают сами слушатели; их необходимо подвести к этим суждениям, а окончательные формулировки должны принадлежать им самим.
• Обращаясь к слушателям, говорящий не упрекает их за недостатки, а укрепляет осознание ими собственных достоинств; с позиции человека, которому присуще самоуважение, поддержанное говорящим, его мысли обретут более благоприятный и менее резистентный прием.
• Нельзя злоупотреблять эмоциями: речь должна быть эмоциогенной, вызывающей определенные чувства, но вовсе не обязательно содержащей их в манере изложения. Вспомним: юмористы на эстраде не смеются — это гарантия того, что зал оценит их интермедии по достоинству.
• Непосредственно перед выступлением необходимо составить благоприятный «образ аудитории»: этот «образ аудитории активно воздействует на реальную аудиторию, становясь для нее некоторым нормирующим кодом» (Ю. М. Лотман).
• Начинать речь необходимо бодро, напористо, с осознанием собственной эрудиции и силы доводов; это ораторская власть, чувство которой помогает человеку стать «речевой личностью», т. е. сделать речь действенной.
• Ничто так не мешает действенности речи, как открытый императив и бьющие через край эмоции. Вспомним: рекламы, начинающиеся словами «покупайте, приобретайте», отошли в прошлое, оставшись разве что у базарных торговцев. Поэтому не следует и давать качественных характеристик предмету («великолепный», «грандиозный», «отвратительный»): о нем следует рассказать, а эмоциональная оценка — в компетенции слушателей.
• Аудиторная речь медленнее обычной, повседневной: говорящий делает паузы в ней, и эти паузы заполняет пульсирующая мысль аудитории: дело в том, что во время произнесения слушатель может механически, с известной долей автоматизма фиксировать сказанное, в то время как во время паузы у него появляется возможность осмыслить услышанное, создать его образ.
• Логос ораторской речи (понятие риторики) предполагает жесткую композиционную основу речи: вступление — заключение, наиболее полно остающиеся в памяти и потому требующие от говорящего выучить их наизусть; основная часть (примерно 5/6 времени); желательно, чтобы каждый новый фрагмент начинался с проблемного вопроса, адресованного слушателям; логика речи предполагает связь тематических блоков, для чего приемлемы специально подобранные иллюстративные сюжеты.
• Говорить следует по возможности не прибегая к помощи записей; желательно сверяться с написанным при цитировании и произнесении большого фактологического материала. В любом случае говорящий обращается не к листу, а к аудитории — ко всем, а не к отдельному лицу.
Как быть, если говорящий все-таки не смог добиться предварительного условия лекции (беседы, рассказа) — внимания аудитории? Преподаватель, придя с больным горлом в огромную вузовскую аудиторию и понимая, что говорить громко он не сможет, а шум не прекратится, стал обращаться с интригующими фактами к первым рядам, произнося слова еле слышно. Захваченность, заинтересованность студентов первых рядов заставляла прислушиваться тех, кто сидел дальше, — и так через несколько минут лектора, говорившего очень тихо, напряженно слушали все, причем в тишине, которой он не достиг бы, если бы громким, хорошо поставленным голосом призывал к вниманию.
Организация коммуникативного взаимодействия осуществляется также с помощью драматизации (диалогизации) монологической речи. Драматизация носит внешний или внутренний характер. Внешняя заключается в организации прямого диалога между аудиторией и говорящим в форме вопросов и ответов, дискуссии, беседы и т. д. Однако часто внешняя драматизация не может быть осуществлена по условиям и содержанию общения. В таком случае незаменима внутренняя драматизация монологической речи, которая заключается в построении высказывания, последнее предполагает:
а) учет особенностей аудитории при отборе материала и его композиционном оформлении. Говорящий вступает в мысленный диалог со своими будущими слушателями, еще лишь готовя свою речь;
б) предвосхищение возможных вопросов аудитории путем разъяснения того, что является непонятным именно для этих слушателей;
в) представление слушателям не готовых выводов, а процесса их поиска, размышления. Скрытая форма диалога может осуществляться через эффект эмоционального и интеллектуального сопереживания (Н. Н. Кохтев);
г) использование разных словесных формул включения слушателей в диалог: «Как вы, наверное, знаете...», «Вы, возможно, спросите...», «Вы удивились, услышав эти слова...» и т. п., а также языковых средств контакта (личных местоимений (в том числе авторского «мы»), глаголов в 1-м и 2-м лице, обращений, модальных слов, вопросов, риторических обращений и вопросов и проч.).
Итак, действенность речи достигается, если говорящий соблюдает психологические закономерности речевого взаимодействия, обогащая речь структурами диалогизма, словесными иллюстрациями, четко обозначая ее логику и подчеркивая, что исходит он из тех проблем, что реально волнуют аудиторию.
После лекции учителя учащимся предлагается по памяти и при помощи учебника (текст темы 10) написать для себя памятки по тому, как достигать действенности речи при публичном общении (упр. 11).
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: импровизировать, создавая наиболее интересную форму выступления (упр. 1, 2), давать оценку произнесенному монологу (упр. 3), составлять разножанровые тексты, избегая лексических штампов, речевых ошибок и стилистически неуместных структур (упр. 4, 5, 6).
Задание на дом: учащимся предлагается написать «Советы ораторам» в виде выборочного конспекта одной из книг по искусству публичного выступления (рекомендуемые авторы: А. Ф. Кони, П. С. Пороховщиков (Сергеич), А. Ф. Мерзляков, А. А. Бодалев, Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова, А. В. Миртов, Ф. Н. Плевако, П. Л. Сопер, М. Т. Цицерон, а также Д. Карнеги — по деловому общению).
Урок 20. Действенность речи (тема 10). Семинар
Слоган урока: |
Солнце останавливали словом, (Н. Гумилев).
|
1. Составление «ораторских кодексов» (работа в творческих экипажах) на основании конспектов, выполненных дома. Выступления представителей экипажей по теме «Советы ораторам»; каждое выступление должно представлять собой действенный монолог.
2. Анализ диалога с точки зрения его действенности; стилистический анализ текстов А. С. Макаренко и Ю. Боргена (упр. 7, 8).
3. Изучение монологических текстов как вариантов начала выступления; написание эссе, продолжающего опубликованные тексты (упр. 9).
4. Непосредственное воздействие на слушателя с целью вызвать определенную реакцию манерой чтения текста (упр. 10).
5. Составление речевого портрета ораторов, названных в упр. 12, а также дикторов телевидения и героев литературы (кино).
6. Составление пятиминутной речи для указанной аудитории по одной из тем.
1) Что такое действенность речи (9-й класс).
2) Профессия, с которой будет связана моя жизнь (радиослушатели).
3) Страна, где мы живем (студенты иностранного института русского языка).
4) Авто моей мечты (слушатели курсов по автовождению).
5) Я был(а) в нашем городе 2100 года (ученики школы).
6) Моя депутатская программа (избиратели).
7) Если бы директором был я... (сотрудники учреждения, которым предстоит выбрать директора).
8) Одна стихотворная строка (слушатели молодежного лектория).
9) Каков он, человек будущего? (Слушатели молодежного лектория.)
10) Язык мой — друг мой (радиослушатели).
Произнесение речей (по 1—2 человека от творческого экипажа) и комментирование (рецензирование). Остальные тексты учащиеся сдают учителю на проверку в письменном виде.
Методическое оснащение: фрагменты опубликованных речей известных ораторов или хрестоматия по риторике.
Задание на дом: вспомнить и записать (альтернатива: найти в художественной литературе и, ксерокопировав необходимые страницы, записать в качестве комментария) сюжет, когда произнесенная речь приводила к действиям, запрограммированным говорящими. Условие: перед сказанными словами субъект был совершенно не расположен к следованию им.
Урок 21. Невербальное общение (тема 11)
Слоган: Наиболее вразумительным в языке является не слово, а ток, сила, модуляция, с которыми проговаривается ряд слов... (Ф. Ницше).
Круг знаний по теме
Невербальное общение как паралингвистический (артикуляция, интонирование, темп речи), экстралингвистический (мимика, жесты), проксимический (расположение говорящего по отношению к слушателю; взаиморасположение собеседников) контексты высказывания; невербальное общение как фактор точной, краткой, действенной речи. Подстройка под собеседника — «физиогномическая редукция»: «При любом общении необходимо соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникационного процесса, такими как мимика, поза или интонация голоса» [20, с. 45—46]. Поставленные задачи достигаются «подстройкой» под собеседника — принятием аналогичной позы, «отзеркаливанием» жестов, установлением аналогичного темпа речи. В НЛП практикуются такие технологии, как «калибровка контакта» (зеркальное отражение), «частичная подстройка» под собеседника, привлечение близких его речевому поведению визуальных, аудиальных или кинестетических иллюстраций. «Личностные зоны», меняющие характер и степень восприятия (А. Пиз), «чтение» реагирующих жестов: обман, готовность взаимодействовать, заинтересованность, закрытость от общения, утомление и т. д. Рекомендации ораторов (А. Ф. Кони, П. С. Пороховщиков) по организации невербального поведения.
Круг умений по теме
Учащиеся должны уметь: определять смысл жестов при общении (упр. 1, 2, 5), в том числе в разных культурах и на разных этапах истории цивилизации; «читать» ритмико-интонационные (паралингвистические) характеристики, дополняющие речь (упр. 3.2, 12, 13, 14, 15); создавать пантомимические обращения, идентифицируя себя с персонажем, от лица которого они ведутся (упр. 7, 8, 11, 17, 16); комментировать информацию, передаваемую невербально, создавая рекомендации говорящему, которые помогли бы ему привести речевое и невербальное к конгруэнтности (упр. 18).
Задание на дом: выполнить упр. 19 (написать реферат) и подготовить итоговое публичное выступление по одной из тем.
1) Нынешнее состояние культуры речи: кризис и пути выхода из него.
2) Наименее устоявшиеся нормы орфоэпии русского языка.
3) Работа над техникой речи — условие создания оптимальных обращений к слушателю.
4) Стабильны ли акцентологические нормы? (Обзор за два века.)
5) История и современность лексических заимствований.
6) Синонимы и паронимы: как избежать ошибок при их употреблении?
7) Лексика ограниченного употребления в речи нашего современника.
8) Изменение лексической базы языка с ходом истории.
9) Аббревиатуры и культура их употребления.
10) Особенности склонения имен существительных.
11) Как избежать ошибок, образуя степени сравнения имен прилагательных.
12) Глагол и его особенности с точки зрения культуры речи.
13) Имя числительное — «визитная карточка» речевой личности.
14) Что такое тавтология и плеоназм?
15) «Ошибкоопасные» сочетания слов в русской речи.
16) Речевые ошибки в прессе и на TV.
17) Двусмысленность — причина непонимания собеседников.
18) Контаминация — основная проблема культуры речи.
19) Функциональные стили и их особенности.
20) Язык художественного произведения; средства, организующие его.
21) Законы логики и логичности речи (с примерами нарушения нормы).
22) Точность речи — путь к целесообразности (с примерами нарушения нормы).
23) Результат общения, когда речь неуместна (примеры — в художественных текстах).
24) Истоки и современность русского речевого этикета.
25) Действенность и ошибки языка рекламы.
26) Технологии нейролингвистического программирования при работе над действенностью речи.
27) Факторы действенности речи на разных этапах выступления.
28) Как невербальные факторы помогают высказыванию и общению?
Урок 22. Итоговое занятие
Слоган: Русский язык создан для поэзии. Он необычайно богат и в особенности замечателен тонкостью изображаемых оттенков(П. Мериме).
Защита рефератов; чтение каждого сопровождается выступлением оппонентов, хорошо знакомых с темой; в этой роли может дополнительно выступить любой учащийся класса.
По итогам курса проводится зачет в конце учебного цикла (предположительно «Культура русской речи» изучается в I полугодии десятиклассниками и в I полугодии выпускниками; при возможности количество часов, отводимых на его изучение, увеличивается до 24. Форма зачета — а) чтение рефератов, их защита и оппонирование; б) ответ на вопросы (в билете — один вопрос и одно практическое задание из числа упражнений учебника). Альтернативная форма — контрольная работа.
Вопросы к зачету по курсу «Культура русской речи»
1. Речь и язык: происхождение; единство и различие.
2. Функции языка.
3. Культура речи. Современный русский литературный язык. Норма и ошибка.
4. Двусмысленность и контаминация в культуре речи. Тавтология.
5. Речевые ошибки фонетического характера; их выявление и преодоление.
6. Техника речи в системе формирования речевой личности.
7. Свойства и особенности ударения в русском языке.
8. Лексика языка с точки зрения происхождения. Архаизмы и неологизмы.
9. Лексика языка с точки зрения употребления. Лексика ограниченного употребления.
10. Синонимы и антонимы в русском языке.
11. Омонимы и паронимы в русском языке.
12. Особенности рода и склонения существительных. Сложносоставные слова.
13. Склонение географических названий на -о при родовых словах.
14. Степени сравнения имен прилагательных.
15. Местоимение и его употребление в речи.
16. Имя числительное. Склонение составных числительных.
17. Глаголы недостаточные и избыточные; их употребление в речи.
18. Особенности деепричастного оборота.
19. Употребление в речи служебных слов.
20. Стиль. Языковая основа нейтрального, книжного и сниженного стилей.
21. Стили научный, официально-деловой, разговорный.
22. Стили газетно-публицистический и литературно-художественный.
23. Тропы и фигуры в русском языке.
24. Логичность речи; борьба с логическими ошибками.
25. Точность речи; преодоление речевой неточности.
26. Уместность речи как требование целесообразности.
27. Русский речевой этикет. Культура общения.
28. Действенность как качество целесообразной речи.
29. Правила организации и произнесения действенной речи.
30. Невербальные формы коммуникативного взаимодействия.
Темы контрольных работ по курсу
1. Особенности речевого поведения современного старшеклассника.
2. Тенденции и закономерности употребления заимствованной лексики.
3. Что такое языковая (речевая) личность?
4. Школьный сленг: происхождение, функционирование; способы преодоления.
5. Наиболее характерные речевые ошибки в современных СМИ.
6. Специфика языка рекламы: статичная — динамичная, аудиальная — визуальная.
7. Изменения в нормах словоупотребления за последние 15 лет (по словарям и нормативным текстам).
8. Причины проникновения лексики ограниченного употребления в повседневное общение.
9. Речевой этикет; изменения в нем за последние 15 лет.
10. Наличие или отсутствие речевой целесообразности в сюжетных ситуациях (по произведениям художественной литературы, написанным начиная с 1990 г.).
Для составления рефератов и контрольных работ вполне достаточно литературы, названной в учебнике, а также учительских лекций. Однако это творческие работы самих старшеклассников, и для получения положительной оценки знаний (зачета) необходима собственная целенаправленная исследовательская работа, умение систематизировать и классифицировать данные, делать выводы, соблюдать логику работы и оптимальный режим цитирования, т. е. создавать текст в соответствии с требованиями культуры письменной речи, излагаемыми в кн.:Мучник Б. С. Культура письменной речи. (М., 1996.)